В насыщенные дни «Славянского базара» настоящим подарком для ценителей искусства стало открытие выставки «И.Е. Репин. Работы «Здравневского периода». В экспозицию вошли  уникальные иконы, рисунки и живописные работы, а центральное место заняла одна из наиболее романтичных работ этого периода - «Лунная ночь».

Из Здравнёво с любовью…

А я только что вернулся из-под Витебска,
где  купил прекрасное именьице на быстрой Двине.
Край теплый, народ разнообразный.
Теперь так и тянет туда»

И.Репин. Из письма В.Серову. 4 мая 1892 года

 

 

Устав от столичной суеты, Репин мечтал о возможности оставлять на летнее время Петербург с его суетой и  жить в деревне среди природы. Почему художник вдруг купил поместье под Витебском, хотя до этого приценивался к усадьбе недалеко от Санкт-Петербурга, остается тайной. В 1892 году, выгодно продав свою знаменитую картину «Запорожские казаки» Репин приобрел имение, заодно поменяв  некрасивое название на «Здравнево».

Очарованный этим местом, Репин приложил много сил и денег, чтобы сделать усадьбу уютной для отдыха и удобной для работы. Для этого ему пришлось стать архитектором и управляющим. Претерпел изменения запущенный сад - здесь разбили липовую аллею, а из лощины сделали пруд. Появились и многочисленные хозяйственные постройки, а доминантой усадьбы и ее главным украшением стал господский дом.

По эскизам художника была перестроена центральная часть дома - так появились террасы, балконы и двухэтажная башня со смотровой площадкой. Стены гостиной в те времена покрывала роспись, на большой стене художник изобразил вид тропических стран, а на противоположной - местный пейзаж. Но самое главное, Репин сделал для себя уютную мастерскую, в которой было три окна (два - на восток) плюс окно-фонарь в потолке. Кстати, нормандский камин, который находился в мастерской, также был расписан. В его полукружии была изображена голова Пегаса, любимой собаки Репина. Напротив окон, в саду, насыпали горку для позирования, которую художник с юмором назвал «Монблан». Можно было писать, не выходя из мастерской.

Пребывание в Беларуси наполнило жизнь Репина радостью общения с природой, интересными знакомствами, новыми творческими замыслами... «Здравнево» стало любимым местом отдыха для семьи, многочисленных гостей и учеников художника. Восхищенный и вдохновленный белорусской природой, Репин провел здесь восемь летних сезонов (1892-1902 гг.) и написал более 40 живописных работ, эскизов и рисунков. Именно здесь родились его бессмертные полотна: «Осенний букет, «Дуэль», «Охотник», «Барышни на прогулке среди стада коров», «Лунная ночь», «Портрет сына художника», «Белорус», «На Западной Двине. Восход солнца», «Яблони в цвету» и многие другие, вошедшие в сокровищницу мирового изобразительного искусства. В этом перечне особое место занимают иконы – «Христос с чашей» и «Богоматерь с младенцем».

 

Свидание с прекрасным…

Для художника 90-е годы стали периодом поиска нового живописного языка, тяги к экспериментаторству в области композиции, колорита и техники мазка. Его работы «здравневского периода» отличаются богатством и разнообразием цвета, свободой живописного письма и радостным восприятием красоты окружающего мира. В основу данной экспозиции легло собрание Витебского художественного музея, в котором находятся 14 оригинальных работ Репина.

Художник изображает на картине только те лица,
которые сами "просятся" на холст.
Если живописец решит пренебречь истиной ради красоты,
он неизбежно погубит свое творение."

(Репин И.Е.)

 

 

«Лунная ночь. Здравнёво»

Одна из самых романтических работ этого периода (1896), заняла центральное место в экспозиции. В картине передано особенное лирическое настроение таинственной здравневской ночи. Игра красок, передача светотеней, блики лунного света, фантастически видоизменяющие природу, являются живописным мотивом этой картины.  От нее веет романтизмом и чувственностью. Скромно названая этюдом, работа поражает живописной гармонией форм и образно-колористических решений, где Репин кроме портретной задачи решал еще и проблемы освещения.

Тихая гладь ночной Двины, в воде отражается полная яркая луна. Силуэт дочери Нади, ее мысли где-то далеко, россыпь лунного мерцания, любимая собака у ног и тишина. Ничто не нарушает покой заснувшей до утра природы. Только лунный свет словно бежит по волнам...

Сегодня эта работа хранится в Национальном художественном музее Беларуси.

 

Не только живописец…

История мирового искусства показывает, что великие мастера редко бывали одновременно  значительными живописцами и великими рисовальщиками.  Репин обожал живопись и до страсти любил рисовать, особенно в зрелые творческие годы. Своей живописью художник передавал одни стороны натуры, при помощи рисования — другие. Это два разных подхода, два метода, из которых каждый открывает только ему присущие возможности и дает свои результаты.

Верность репинского глаза и руки поистине феноменальна. Он схватывал пропорции в каком-то зрительном абсолюте, притом без малейших усилий, проводил штрих твердой рукой, почти не прибегая к его стиранию и даже к корректурам. И при всей твердости, штрих его гибок, эластичен и мягок. Все гигантское рисовальное наследство Репина исполнено под свежим впечатлением увиденного или глубоко прочувствованное.

На выставке представлены рисунки «Женский портрет» (Надя Репина за чтением на веранде здравневского дома), «Пейзаж с лошадками. Здравнево»,«Стреляющий всадник» и «Проповедь Кунцевича в Витебске».

 

   

 

Среди этих работ особый интерес искусствоведов и историков края вызывает эскиз 1893 года «Проповедь Кунцевича в Витебске». Известно, что тему этой работы предваряло знакомство Репина с представителями местной интеллигенции: автором многотомной «Витебской старины» Сапруновым и Стукаличем - автором книги «Белоруссия и Литва». Оба издания заинтересовали художника эпизодом восстания витеблян в 1623 году против униатской церкви. «Этот трагический узел очень богат и значителен для выражения народного духа наших окраин и со стороны пластической, весьма занятно рисуется», - пишет он М. Веревкиной в 1893 году. Глубоко тронувший художника исторический эпизод освежил и сфокусировал изначальные впечатления о городе, пленившем художника своим ландшафтом и соборами.

Художник простит помочь ему в поиске необходимого для работы иконографического и фольклорного материала, и задумывается написать большую остросоциальную картину. К сожалению, этот замысел не реализовался. Лишь трепетная экспрессия эскиза «Проповеди», многоплановость ее социальных коллизий, наряду со строками репинских писем, свидетельствует о необычайном творческом порыве и увлеченности сюжетом.

Репин блестяще владел акварелью, обращаясь с нею со свободой, совершенно не известной русским художникам его времени, но и не ограничивая задачи одними красочными пятнами. В зале также представлены акварели художника «Запорожец», «Лошадка», «Африканский мотив».

 

   

 

До страсти увлекаясь рисованием, Репин мало уделял времени офорту и литографии как самодовлеющей графической дисциплине. Работы его в этой области малочисленны и случайны, а офортов не наберется и одного десятка. От того и внимание к представленным на выставке работам «Портрет художника П. Шиндлера», «В верхнем ярусе театра», Женщина в чепце», «Запорожец за Дунаем» было повышенным.

 

     

 

«Пишу образ в нашу деревенскую церковь – жертву приношу…»

На противоположной стене галереи расположились две иконы руки мастера - «Христос с Чашей» (1894) и «Богоматерь с младенцем» (1896), написанные маслом по цинку. С их написанием связаны личные переживания мастера. В 1894 года в усадьбе умер отец художника Ефим Васильевич Репин. Тело усопшего обрело покой на кладбище Слободской церкви. Глубоко переживая случившееся, Илья Репин на протяжении 1894 – 1896 годов создает для иконостаса церкви эти иконы. «Завет жертвователя – беречь и никогда ни переписывать, ни подновлять», - так заканчивалась запись о дарении в церковной летописи.

 

 

Эти работы уникальны тем, что представляют малоизвестный искусствоведам опыт Репина в иконописании  позднего периода его творчества. Используя в своих работах религиозные сюжеты, выдающийся портретист своего времени, талантливо и тонко передавал живые человеческие черты. Даже после мимолетного взгляда на репинские иконы для слободской церкви, можно заметить, что они отличаются от всего созданного художником ранее.

 

 

Спаситель изображен в белом одеянии, в терновом венке, который у него расцвел. В одной руке у него чаша, а в другой кусок хлеба. Внучка Репина Татьяна Николаевна Дьяконова (в девичестве Язева) со слов своих близких вспоминала: «Вначале Христос был изображен положившим руку на земной шар, и кровь из руки его стекала на земной шар. Но вскоре дедушка подумал, что для церкви это слишком тяжко и переделал ее.  Христос теперь держал в руке светящуюся чашу Причастия». Действительно, если присмотреться, можно заметить, что под изображением чаши и свечения на иконе просматривается не совсем записанная окружность.

 

 

Божия матерь изображена смуглой женщиной юга и на руках у нее 3-4 летний младенец Иисус, поднявший вверх к небу свою руку. Есть все основания предполагать, что прообразом стала ученица Репина, Вера Васильевна Веревкина. В письме, адресованном ей, художник так описывает ход своей работы: «Пишу образ в нашу деревенскую церковь – жертву приношу – Божию Матерь с младенцем. Богородица вышла у меня похожей на Вас совершенно невольно».

Обе иконы составляли предмет гордости Слободской церкви и даже всей Полоцкой епархии, в наше время они хранятся в Витебском художественном музее.


 

 

 

Шедевр на линолеуме

 

Заканчивает обзор экспозиции выставки еще одна живописная работа художника «Дезертир», относящаяся к 1917 году.  Психологический портрет юного солдата, обыкновенного деревенского мальчишки, испуганного и растерянного, впервые в жизни столкнувшегося с войной и смертью. Есть предположение, что работа  являлась этюдом к задуманной художником большой остросоциальной картине, а моделью стал внучатый племянник Репина. 

Картина выполнена маслом…  по линолеуму.  Вынудили живописца на столь неординарный шаг, отнюдь не экспериментаторские порывы, а революционные события в России 1917 года. Обычно свои произведения Репин писал на французском крупнозернистом холсте с матовым, полумасленным белым грунтом. Запас его был ограниченным и вскоре закончился. Именно в этот период художник вместо холста начал применять линолеум и клеенку.  

Новаторский эффект Репина вызвал  хвалебные отзывы критиков. «Репинские лепка и сила света, проникновение в «существо человеческое», сказались в этом портрете молодого солдатика – растерянность, страх пойманного зверька в «живых и зрячих глазах», - писали об этой работе газеты того времени. Репин, в целом не чуравшийся экспериментов в живописи, как технических, так и художественных, написал «линолеумный» портрет-образ самой революции.

Репин - это не только живописные работы, рисунки и офорты, вошедшие в сокровищницу мирового изобразительного искусства. Репин это литературное и эпистолярное наследие, которое не только рассказывает о духе того времени, но служит посланием для будущих поколений…

«Наше спасение в форме, в живой красоте природы, а мы лезем в философию, в мораль – как это надоело. Я уверен, что следующее поколение русских художников будет отплевываться от тенденций, от исканий идей, от мудрствования; оно вздохнет свободно, взглянет на мир божий с любовью и радостью, и будет отдыхать в неисчерпаемом богатстве форм и гармонии тонов и своих фантазий…»

из письма к Е. П. Антокольской из Здравнёво. 1894 год.

На выставке, представленной в Витебском художественном музее,  представлены работы Репина из собраний Витебского областного краеведческого музея.

Фото: Жанна Соколова

Обсуждение закрыто

Видео рубрики «Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске»»

Читайте также:

ТОП-5 материалов раздела за месяц

ТОП-10 материалов сайта за месяц

Вход на сайт