Очерки Елизаветы Владимировны Рихтер об истории, материальной и духовной культуре
Глава 3. Одежда
Традиционная одежда населения западного Причудья до конца XIХ века была сходна с одеждой крестьянского населения соседних северо-западных губерний России. Однако неземледельческие промыслы, религиозная принадлежность, воздействие эстонского окружения сыграли известную роль в образовании некоторых локальных её особенностей.
В начале 1920-х годов в Причудье старинная одежда исчезает из повседневной жизни. В то же время староверы продолжали изготовлять и носить обрядовую одежду. Более резко, чем в предшествующий период, в одежде проступали возрастные отличия.
Рис.63 Женская одежда 1920-х годов. Тихеда. .. |
Забота об одежде становилась одной из главных уже с детских лет, увеличиваясь по мере взросления. Типичен в этом отношении рассказ Д.Г. Варуниной из Калласте: «Девочки рыбаков все в ситцах ходили, у пастушек же одежда получше была, им сатины покупали. Со слезами отпросилась в пастушки и я. За лето получала хлебом, картошкой и сколько-то крон деньгами. Полностью три лета отходила в пастушках, а потом пошла на кирпичный завод в Локса, с ранней весны до снега два года отработала. Сразу купила себе плюшевое пальто , ватное сатиновое одеяло, на другой год – осеннее пальто, боты… Потом пошла работать в Таллин на огороды. По воскресеньям мы с обеда свободны были. Сходишь на барахолку (копейку боишься истратить, пешком через весь город идёшь). Там всегда что-нибудь из одежды купишь… Всего пять лет прожила в Таллине, всё приданое справила».
Причудские девушки не отставали от городских мод (рис.63). В эти годы они стали носить нательное бельё, сшитое из миткаля или из бязи-небеленки. Модные блузки, юбки, платья заказывали у местных портних, покупали в магазинах готового платья в Тарту или на местных ярмарках. В конце 1920-х годов, когда мода на короткие платья распространилась повсюду в Европе, стали носить их и девушки в Причудье, как в праздники, так и в будни. По словам пожилой причудской жительницы, именно их поколение и совершило переворот в одежде «Я приехала из города в коротком платье, а бабушка посмотрела, плюнула в мою сторону и сказала: «Мой мужик за всю жизнь коленок моих не видел, а вы всему миру показываете, не стыдитесь…» Подобное дерзкое нарушение, принятых в староверской среде приличий возмущало не только местных старух. Вот что печатал в те годы рижский старообрядческий журнал: «Современное растление коснулось и староверия. Уже в наших храмах начинают появляться полуобнажённые женщины. А это для староверия неслыханная вещь. Картина ослабления полная… хочется верить, что это разложение – явление временное, что староверческие девушки вернутся к забытым заветам старины. Вернут красоту прошлого». (Журнал «Родная старина», Рига, 1928, № 3, стр. 9).
Рис.64 Зимняя женская одежда 1920-х годов. Тихеда.. |
Зимой молодые женщины носили полупольтикии пальто, обычно с платками, но также с меховыми шапочками и беретами (рис. 64). Выходной обувью служили высокие ботинки со шнурками и галошами, летом туфли на каблуках, зимой – валенки. Изменились в эти годы и причёски. Как рассказывают, в русских деревнях позже, чем у эстонских, вошла в моду короткая стрижка волос. Родители ругали дочерей: «Что ты, эстонка разве, чтобы стричь волосы?»
Несколько по-иному одевались женщины среднего возраста. Они «девичили» в годы, предшествовавшие первой мировой войне, именно тогда было собрано ими приданое, в которое входила праздничная одежда, бережно сохраняемая и продолжавшая служить им в 20- годы. Поэтому женщины ходили в одежде «старомодной», то есть, в длинной и не переделанной. Длинные юбки, кофточки поверх юбок, высокие ботинки, плюшевые и суконные пальто с меховым воротником, полупольтики, подпоясанные кушаком, – вот примерный перечень их одежды «на выход». Повседневной одеждой служили им платья из ситца с непременным передником. Вошли в моду передники с грудкой и лямками, перекрещенными на спине. Платок завязывали концами назад.
Пожилые женщины не признавали новшеств, они ходили и в праздник, и в будни в широких юбках и кофтах из одинаковой ткани (рис. 65), носили передники. Бессменным головным убором был платок. Большими клетчатыми платками накрывались, выходя из дома в холодное время года.
Рис.67 Муствеэский русский хор в национальной одежде. 1939 год. |
Меньше изменилась в эти годы мужская одежда. Среди молодых мужчин распространились рубашки городского типа, которые носили заправленными в брюки. Косоворотки продолжали носить пожилые и старые мужчины, шили их и мальчикам. В праздники старики донашивали добротную «довоенную» одежду, костюмы-тройки, молодые ходили в сшитых на заказ или в покупных костюмах. Облик верхней одежды – пиджаков, курток, жилетов, пальто и рабочей одежды рыбаков и каменщиков – покрой её были теми же, что и в начале ХХ века.
Некоторое влияние на развитие одежды оказала деятельность Союза благотворительных и просветительских обществ. Им были организованы кружки по домоводству и рукоделию, где женщины и девушки учились кройке и шитью, вышиванию и вязанию. Выкройки для шитья руководители кружков брали из эстонских журналов рукоделия, а образцы для вышивания – из специально составляемых в эти годы альбомов, где приводились старинные русские узоры. (И.Н.Заволоко, «Древнерусская вышивка». Рига, 1939). В результате деятельности этих кружков повседневная одежда взрослых и детей приняла более современный вид. С другой стороны, мужчины по праздникам стали щеголять в вышитых косоворотках (рис. 66), а участники певческих хоров демонстрировали искусство молодых вышивальщиц.
Рис.68 Девочки из детского хора поморской моленной. Тихеда, 1937 год. |
Русский костюм, принятый в качестве одежды для хоровых коллективов, значительно отличался от традиционного. Ситцевые сарафаны шили с длинными лямками и глубоким полукруглым вырезом на груди. У белых рубашек были богато расшиты короткие пышные рукава и перед, широкие половы вышивки украшали короткий передник. Участницы хоров повязывали голову разноцветными платками, концы которых завязывали узлом или скрепляли булавкой под подбородком. Молодые участницы хора обязательно носили вышитые, а пожилые – обычные косоворотки (рис.67). Костюм этот (в общем-то стилизованный) надевали в случае выступления, реже в праздники.
Возврат к старым формам одежды, при всех стараниях кружков ревнителей старины, не состоялся: «Современная деревня тянется за городом, воспринимая обезличивающий дух городской культуры. Лишь в сундуках иных старушек можно разыскать старинные наряды. Молодёжь тянется за городскими модами и теряет вкус к своей национальной одежде… даже староверческая молодёжь стыдится появляться в русской рубашке». Так писал журнал «Родная старина» (Рига, 1928, № 3, стр. 26).
Рис.69 Певицы федосеевской моленной (крылошанки). Тихеда, 1920 год.. |
В эти годы получила дальнейшее распространение моленная одежда. Деятельность активизировавшегося старообрядческого центра в Риге распространилась и на деревни Причудья. Повсюду организовывались певческие хоры, главным образом из молодёжи (рис. 68). В моленной дети могли петь только в соответствующей одежде: мальчики в тёмных курточках или пиджаках, девочки – в чёрных платках, завязанных углом или в приколку.
Девушки-«крылошанки» справляли себе чёрные подрясники и повязывали голову чёрным платком в пришпилочку (рис. 69). На пасху, «когда пели христову службу, надевали в притворе белые платки. В воскресенье утром надевали белые кофты, молодые, до 40 лет – белые платки» Однако и в моленной одежде того времени проступала уже известная нарочитость, так как религиозность среди молодых сильно ослабла, а старообрядческая одежда была призвана скорее подчеркнуть национальную и религиозную особенность.
Что касается одежды, то в ней мало что изменилось. Остались в точности теми же похоронная одежда, порядок одевания покойника. Особых изменений не отмечалось и в свадебной одежде. По-прежнему готовили к свадьбе повойники, хотя в 20-е годы и пожилые женщины их уже не носили. В деревнях Нина и Лохусуу, где свадьба сопровождалась церковным венчанием, уже в начале ХХ века невеста венчалась в фате. У староверов же считалось «красиво, если молодуха в повойнике». Невесты заказывали себе повойники и в 30-е годы.
Продолжение следует...
Подготовил Димитрий Кленский