Колокола мне шлют привет. Юрий Шумаков. Окончание
Часть 16 (Начало здесь - Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6, Часть 7, Часть 8, Часть 9, Часть 10, Часть 11, Часть 12, Часть 13, Часть 14, Часть 15)
Это отступление от основной темы может показаться затянувшимся, но оно существенно, ибо, посещая монастырь, Игорь Северянин неизменно наносил визит вдове губернатора Шаховского. Доводилось пишущему эти строки бывать у Елизаветы Дмитриевны совместно с Северяниным... /Этим завершается предыдущая, 15-й часть повествования Юрия Шумакова/.
Однажды, когда мы сидели в гостиной Елизаветы Дмитриевны, хозяйка по нашей просьбе прочла стихотворение Пушкина в той манере, в которой их исполнял Достоевский. Северянин был в восторге.
Однако возможно, что беседы с современницей великого романиста навеяли Северянину мотив стихотворения, неразрывно связанного с пребыванием в Пюхтицком монастыре.
МОЛИТВА
Достоевскому
Благочестивого монастыря Гостеприимство радостно вкушая, Я говорю: жизнь прожита большая, Неповторяемая на земле! Все находимое порастерял, И вот, слезами взоры орошая, Я говорю: Жизнь прожита большая… Проговорил – и сердцем обомлел:Большая жизнь, но сколького не знал! Мелькают страны, возникают лица Тех, о которых некому молиться, Кто без молитвы жил и постарел… Чем дальше жизнь, тем явственней сигнал… С кем из безвестных суждено мне слиться? О всех, о ком здесь некому молиться, Я помолюсь теперь в монастыре.
Весной прошлого года в чудесном граде на Неве мне удалось приобрести пластинку, выпущенную к 1000-летию крещения Руси – исполненные хором сестер Пюхтицкого монастыря церковные песнопения. Поклонники вокала, возможно, не приметили, что среди канонических текстов хор монахинь исполняет на древний церковный манер стихотворение М.Ю.Лермонтова «Заступница мира». Не исключаю того, что в далекие тридцатые годы высоко чтимая тогдашней игуменьей Пюхтиц Иоанной и старицами Елена Дмитриевна Шаховская, дочь Д.А.Милютина, товарища и первого редактора поэта, указала монахиням на проникнутое религиозными чувствами творение М.Ю.Лермонтова. Оно в наши дни звучит в исполнении монастырского хора.
Прислушиваясь к торжественным напевам, почему-то всегда задумываюсь – возможно, лет пять тому назад я и не взялся бы даже намекнуть на творчество наших поэтов, в котором ясно видно их отношение к церкви. Обязательным было тогда оттенять атеизм людей искусства, их пренебрежительное отношение к древним обрядам. Нелегко приходилось еще недавно писательской братии. Тяжело писать в стол.
Объективный ход истории неумолим и обязывает не скрывать – многие художники слова были далеко не чужды вере отцов…
Хочется надеяться, что бесхитростные строки увидят когда-нибудь свет, и может быть, послужат материалом для северяниноведов, которые займутся без предвзятости жизнеописанием выдающегося русского лирика, поведают еще об одной грани Пюхтицкого женского монастыря, столетие со дня основания которого отмечается в августе нынешнего года.
СПРАВКА
Мы завершили публиковать отрывки из очерка жившего до последней войны в Эстонии поэта Юрия Шумакова «Колокола мне шлют привет» (Из воспоминаний). Брошюра с очерком была подготовлена к печати редактором Ольгой Гречишкиной. Издание было подписано в печать 14.05.91, тираж – 15000! П оследние цифры говорят не только о громадном интересе к поэзии и православию в далекие, практически еще советские годы, но и свидетельствуют о потребности в высокой духовности тогдашнего русского и русскоязычного населения Эстонии. В последнюю четверть века этого стало явно не хватать. Портал Slavia.ее надеется, что данная публикация хоть ненамного, но восполнила этот дефицит.