Яак Аллик. Фото: Александр Хмыров |
Член Рийгикогу от Социал-демократической партии Яак Аллик считает, что пришло время честно признать, что начавшееся в 1992 году и длящееся до сих пор ухудшение отношений с Россией в значительной мере было сознательным выбором Эстонии и не было, по крайней мере, сначала, обусловлено жесткостью России.
Рецензируя в журнале Sirp книгу Мати Графа "Конец империи и восстрановление независимости Эстонии 1988-1991", Аллик отмечает, в числе прочего, что эстонские правители боялись, вероятно, обоснованно, что в случае победы белогвардейцев у них возникнут серьезные проблемы и с отделением от демократической России, и с получением его международного признания. "Тактически это было верно, а стратегически это вымостило путь к событиям 1939/40 годов. Был ли такой же страх в душе наших властей в 1991 году, виднее им. Как следует из книги Графа, одним из предводителей направления "чем быстрее Эстония отдалится от Эстонской ССР/России, тем лучше" был т. н. восточный министр тогдашего правительства Эндель Липпмаа", - пишет Аллик.
По его словам, тогдашний премьер-министр Сависаар - как и заключивший впоследствии с Егором Гайдаром соглашение Тийт Вяхи - считал сохранение хороших отношений с российскими демократами необходимым, и он также был единственным от стран Балтии участником заседания Госсовета СССР 6 сентября 1991 года, признавшего нашу независимость.
"В любом случае, пришло время честно признать, что начавшееся осенью 1992 года ухудшение отношений с Россией в значительной мере было все же сознательным выбором Эстонии и, по крайней мере, в первый период, не было обусловлено жесткостью России", - сказал Аллик, напомнив, что Ельцин все-таки согласился на быстрый вывод войск и вступление Эстонии в НАТО.
Более подробно рассуждения Аллика читайте на сайте Postimees.