Сергей ШОЛОХОВ. Фото: vokrug.tv
 Сергей ШОЛОХОВ. Фото: vokrug.tv

После того как я сам стал арт-директором кинофестиваля стран Арктики «Северное сияние», мне стало ясно, насколько сильно содержание фестиваля зависит от этой должности. И то, что в этом году римское кинохозяйство поручили Марко Мюллеру, до этого водившему хороводы в Венеции, сказалось во всём. Например, в обилии американских независимых фильмов и в традиционном внимании к русскому кино.

 

Хотя Кира Муратова представляла Украину, но это можно считать просто недоразумением. Ничего «незалежного» в её фильме «Вечное возвращение. Кинопробы» нет. Просто после распада великой страны Муратова осталась в Одессе. Русскоязычный фильм с русскими актёрами русского режиссёра международная кинообщественность сочла русским. Хотя приз, если бы фильм его получил, достался бы Украине. Но фильм приза не получил, а зря. Потому что это абсолютный шедевр чистого искусства для искусства.

Есть такой жанр, который культивировался в эпоху модерна. Муратова его сегодня возрождает. На кинопробы приглашаются актёрские пары – профессионалы и не очень, чтобы разыграть одну сцену, а зритель должен решить, чей дуэт ему милее. Перед нашими глазами проходят Алла Демидова и Олег Табаков, Рената Литвинова и Сергей Маковецкий и многие другие восхитительные типажи, которые с разными интонациями и внутренним содержанием произносят один и тот же текст. И это уже наслаждение – понимать, что вкус вина зависит от формы бокала.

Знаменательно, что во внеконкурсной программе «ХХI» был показан фильм русского режиссёра И. Вырыпаева «Танец Дели», который входит в своеобразный резонанс с фильмом Муратовой. Автор нашумевшей «Эйфории» снимает на сей раз не на фоне бескрайних южных степей, а в интерьере на фоне больничной стены, обшитой белым кафелем. 7 новелл пройдут перед нашими глазами, разыгранные 5 актёрами. Мать (её, кстати, виртуозно играет актриса К. Кутепова), подруга матери, дочь, друг дочери и медсестра ведут диалог о любви и равнодушии, измене и коварстве, жизни и смерти. В каждой новелле кто-нибудь из героев умирает, и мы узнаём мнение оставшихся в живых об ушедшем товарище (родственнике). Узнаём, кстати, много интересного.

Естественно, не мог Марко Мюллер не пригласить в конкурс и другого своего любимца – А. Федорченко, чей мокьюментари «Первые на Луне» получил приз Венеции в номинации «лучший документальный фильм» (хотя в фильме ничего документального нет, всё розыгрыш). А «Овсянки» в 2010 г. с актрисой Ауг в роли трупа свели с ума тогдашнего председателя жюри Тарантино. Актриса не получила приз в номинации «Лучшая женская роль» – по признанию Тарантино – только потому, что живой была лишь в двух кадрах в начале фильма. А сейчас в Рим Федороченко привёз свой новый фильм «Небесные жёны луговых мари». Продолжая начатую в «Овсянках» линию реконструкции финно-угорской культуры, режиссёр на сей раз увлёкся этносом мари, в мировоззрении которого нашёл много поэтического. Но высокое жюри на эту поэзию не клюнуло.

Приз за лучший сценарий (и весьма почётный приз зрительских симпатий) достался фильму братьев Польски «Мотельная жизнь». Братья решили для своего режиссёрского дебюта (они вполне успешные продюсеры) взять историю двух братьев, которые в детстве остались сиротами и ни на кого, кроме как друг на друга, не могут положиться. Причём Джерри (Стивен Дорф) имеет проблему с ногой – ниже колена у него протез.

Но брат его опекает так верно, так преданно, что о несчастье можно забыть. Только Джерри не очень фартовый парень. Фильм стартует с того, что он насмерть сбивает мальчишку на своём стареньком «форде». Джерри казнит себя, стреляя в ахиллесову ногу. Брательник находит его в больнице, но там же находит его и полиция. Брат организовывает побег, предварительно выиграв кучу бабок на боксёрском тотализаторе. Короче, буржуазия от этого фильма будет плакать. Но, чтобы понравиться, наверное, ещё и эстетам, братья Польски придумали анимационные сны Джерри, причём чем ближе к финалу, тем эротичнее они становятся.

Вообще Америка – страна пуританская. Секс в кино даёт такой стоп-лист, что продюсеры просто его исключают априори. Поэтому ниша эротического кино остаётся вакантной (понятно, что мусульманские страны на неё тоже не претендуют). Вот тут и может покуражиться старушка Европа. В конкурсе фестиваля она была представлена в том числе итальянским фильмом режиссёра Паоло Франки «Это их лето», который и получил приз за лучшую режиссуру. В фильме «Это их лето» главный герой, внешне чем-то похожий на Березовского, всё время занимается сексом. Причём разнообразным – вдвоём, втроём, сам с собой, да и оргии ему тоже в кайф. При этом у него есть дама сердца по имени Анна. Она как вечная женственность составляет смысл его существования. Правда, «вечная женственность» тоже не дура потрахаться. Увидела молодого сочного парня – и чепец за мельницу. А человек, похожий на Березовского, переживает. Если высокое жюри, включая нашего дозорного Бекмамбетова, решило, что это лучшая режиссура, то моё дело вам, дорогие читатели, об этом сообщить. Как говорится, no comments.

А «Золотого Марка Аврелия» – главный приз фестиваля – получил Ларри Кларк за фильм «Девушка из Марфи». Прославившийся в 1995 году фильмом «Детки» про жизнь беспутной похотливой молодёжи, Ларри сохранил верность теме секса и наркотиков, но добавил ещё ксенофобскую составляющую. Его герой – 16-летний латинос сталкивается с реальным расизмом, причём в самом нежном возрасте. Однако, несмотря ни на что, его первые эротические чувства будут чисты, «словно в глине чистое пламя, иль подснежник в могильном рву». Под этим решением жюри подписываюсь без раздумий.

«Аргументы Недели»

Обсуждение закрыто

Видео рубрики «Фестивали / Конкурсы / Дни»

ТОП-5 материалов раздела за месяц

ТОП-10 материалов сайта за месяц

Вход на сайт