Завершение избирательной кампании на местных выборах в Эстонии ознаменовалось небольшим скандалом. За несколько дней до голосования стало известно, что один из кандидатов в мэры Таллина, бывший руководитель службы внешней разведки Ээрик-Нийлес Кросс объявлен в розыск по линии Интерпола.
Инициатором этого стала Россия, ранее обвинившая политика в причастности к захвату сухогруза «Арктик Си». Эстонские власти расценили это как попытку Москвы повлиять на результаты выборов в республике. Решение Интерпола они намерены опротестовать.
В международный розыск Ээрика-Нийлеса Кросса, по данным эстонских СМИ, объявили вечером в пятницу, 18 октября. На сайте Интерпола указано, что он разыскивается российскими властями по обвинению в пиратстве. О его местонахождении предлагается сообщать в полицию.
Теоретически Кросс теперь может быть арестован за пределами Эстонии. На родине арест ему, как отметили в местной прокуратуре, не грозит. По словам представительницы прокуратуры Хейли Сепп, ее ведомство руководствуется соглашением между Эстонией и Россией, по которому они не выдают друг другу своих граждан.
46-летний Ээрик-Нийлес Кросс — уроженец Таллина, сын писателя Яана Кросса. Его карьера достаточно разнообразна: он был советником президента Леннарта Мери, руководил внешней разведкой, работал на дипломатической службе (в частности, в США и Великобритании), занимался бизнесом. Некоторое время был советником президента Грузии Михаила Саакашвили.
Интересовали Кросса и исторические изыскания — он писал монографии о «лесных братьях», входил в правление S-Keskus (Центра исследований новейшей истории). Среди прочего он был членом комиссии по воинским могилам, по рекомендации которой в 2007 году было перенесено захоронение советских солдат, располагавшееся в центре Таллина, где находился памятник Воину-освободителю.
Кросс участвовал в выборах от правой партии «Союз отечества и Res Publika», входящей в правящую парламентскую коалицию вместе с Партией реформ. По итогам выборов Кросс намеревался получить пост мэра Таллина, который в последние годы занимал Эдгар Сависаар.
В пиратстве политика обвинили несколько лет назад — в связи с захватом сухогруза «Арктик Си». Следуя официальной версии, предложенной российскими следователями, судно с российским экипажем, груженное древесиной, было захвачено пиратами, когда находилось в Балтийском море. Позднее за его освобождение потребовали выкуп в полтора миллиона долларов. Через несколько недель сухогруз задержали (в операции был задействован сторожевой корабль российского флота), захватчиков — граждан Эстонии, Латвии и России — арестовали и доставили на российскую территорию. Арестованные изначально отрицали вину и заявляли, что являются активистами экологических организаций (по их версии, они поднялись на борт, чтобы попросить бензина для своей моторной лодки, и экипажу не угрожали). Позднее их приговорили к различным срокам лишения свободы.
В прессе активно обсуждались и неофициальные предположения, сводившиеся к тому, что на судне перевозился какой-то особо ценный и секретный груз. Одни считали, что это могли быть наркотики, другие утверждали, что речь идет об оружии. По одной из версий, появившейся в западных СМИ, на борту сухогруза якобы находились российские комплексы С-300, предназначенные для Ирана, рейс при этом был якобы сорван вовсе не из-за пиратов, а из-за вмешательства израильской разведки «Моссад». В Москве все это отрицали.
О том, что похищение судна якобы организовал Кросс, сообщил один из арестованных — уроженец Таллина Дмитрий Савин, заключивший сделку со следствием. По утверждению Савина, бывший руководитель разведки решил похитить судно, для того чтобы поправить свои финансовые дела, а также повысить спрос на услуги по охране грузов в Балтийском море (по словам арестанта, в этой сфере работала одна из подконтрольных Кроссу компаний). Нанятым «пиратам» за похищение якобы было обещано по 20 тысяч евро.
Другой арестованный, Сергей Борисов, напротив, сказал, что к захвату судна Кросс никакого отношения не имеет. По словам фигуранта дела, ему предлагали оговорить бывшего главу разведки в обмен на смягчение приговора, однако он (Борисов) от такой сделки отказался.
Российские власти поддержали версию Савина. Кросса заочно обвинили в пиратстве, в начале 2012 года правоохранительные органы РФ объявили его в международный розыск.
Сам Кросс все обвинения в свой адрес отверг, расценив их как месть России за то, что в прошлом он был советником Михаила Саакашвили. Известие о том, что его объявляют в международный розыск (в январе 2012 года), он воспринял спокойно, заметив, что российская сторона ведет себя глупо. «Они считают, что любого более-менее не нравящегося правительству типа можно обвинить в чем угодно», — заметил бывший глава разведки.
Эстонские власти в сложившейся ситуации приняли сторону Кросса. Прокуратура республики заявила, что доказательствами его причастности к похищению «Арктик Си» не располагает. Глава парламентской комиссии по европейским делам Марко Михкельсон, в свою очередь, назвал обвинения в адрес Кросса «частью широкомасштабной операции по распространению дезинформации и дискредитации Эстонии, которую проводит Россия».
Сам Кросс тем временем не сидел сложа руки. Он обратился с жалобой в Интерпол (ссылаясь на то, что обвинения, выдвинутые против него российской стороной, имеют политическую подоплеку) и добился положительного ответа. Минувшим летом, по информации Postimees, в штаб-квартиры организации по всему миру были разосланы уведомления о том, что «всякого рода международное полицейское сотрудничество посредством каналов Интерпола по делу Ээрика Кросса противоречит конституции и правилам Интерпола». Бывший глава разведки воспринял это с удовлетворением, отметив, что другого решения и не ожидал.
Однако история на этом не закончилась. В МВД России спустя некоторое время сообщили, что генеральный секретариат Интерпола запросил у российской стороны некие «дополнительные сведения в отношения Кросса». Чем был обусловлен этот запрос, не уточнялось.
Решение о том, чтобы все-таки объявить Кросса в розыск, по словам представителя криминальной полиции Эстонии Рейо Валгъярва, приняла специальная комиссия Интерпола, координирующая обработку данных. Как пояснил полицейский, та или иная страна может внести в базу данных объявление о розыске человека, однако для других стран это объявление становится доступным после того, как информация будет проверена. В данном случае, следуя объяснению Валгъярва, решение комиссии означает, что политической подоплеки в обвинениях против Кросса она не нашла.
С другой стороны, нельзя было не отметить, что об обвинениях в пиратстве, исходящих от РФ, Интерпол «вспомнил» как раз перед выборами. В ходе кампании Ээрик-Нийлес Кросс противостоял Эдгару Сависаару, а местные спецслужбы называли последнего агентом влияния России (Центристская партия, лидером которой является Сависаар, пользуется определенной поддержкой русскоязычного населения; между ней и «Единой Россией» было заключено соглашение о сотрудничестве). Некоторые политики — включая самого Кросса — увидели тут «руку Москвы».
«Друзья центристов сделали все, чтобы помешать нам, но, как мне кажется, они просчитались, — заявил бывший глава разведки, комментируя известие об объявлении его в розыск. — Выясняется, что для многих это [выборы в Таллине] еще и вопрос международного значения. У нас есть соседи, которые против смены власти в столице».
Примерно в том же духе высказался и его соратник, лидер партии «Союз Отечества и Res Publika» Урмас Рейнсалу. Он заявил, что Россия «вмешалась в муниципальные выборы» Эстонии, использовав против Кросса сфабрикованные обвинения — якобы для того, чтобы помешать его победе над действующим мэром. Наконец, версию о «руке Москвы» поддержал и глава МВД Эстонии Кен-Марти Вахер (также представляющий партию «Союз Отечества и Res Publika»). Министр заявил, что налицо «попытка спецслужб России повлиять через Интерпол на суверенитет Эстонии, повлиять на результаты местных выборов».
Между тем, если даже и искать в действиях Интерпола политическую подоплеку, то версия о том, что это было специально организовано Москвой для спасения «пророссийского» мэра Таллина от его конкурента, выглядит слабой. Власть в Таллине центристы и их лидер Сависаар контролируют уже давно, прогнозы перед нынешними выборами предсказывали им очередную победу. По опросам, результаты которых были обнародованы незадолго до голосования, рейтинг центристов составлял около 50 процентов («Союза Отечества» — лишь 20), личный рейтинг Сависаара как кандидата в мэры — около 40 процентов (у Кросса — 15).
По итогам голосования в Таллине, как и ожидалось, центристы получили более 50 процентов, в целом на муниципальных выборах в Эстонии они набрали около 30 процентов голосов — опередив и «Союз Отечества», и правящую Партию реформ. Едва ли скандал вокруг Кросса сыграл тут существенную роль. Следует отметить, что и сам Кросс (на выборах он завоевал лишь место депутата городского собрания), и руководство его партии полученным на выборах результатом остались довольны.
Вопрос о том, насколько обоснованным было решение Интерпола в отношении Ээрика-Нийлеса Кросса, эстонские власти намерены обсудить с представителями организации в ближайшие дни. Как подчеркивает глава МВД, «это политический процесс, и мы вновь заявим об этом как Интерполу, так и России». В силовых структурах в то же время признают, что теперь, когда бывший руководитель разведки уже попал в список разыскиваемых (до сих пор, по данным эстонских СМИ, официально в розыске по линии Интерпола Кросс не находился), исключить его оттуда будет не так просто. «Возможность ходатайствовать о снятии сообщения о розыске существует, но Эстония еще ни разу ей не пользовалась, — констатирует представитель криминальной полиции Рейо Валгъярв. — Знаю только, что это не быстрая процедура, в ближайшие недели вопрос не решить».