Имя Ольги Книппер-Чеховой связано с Московским Художественным театром, его историей и мировой славой. Она участвовала в его создании и отдала театру всю жизнь. Настоящую известность актрисе принесли роли чеховских женщин: она играла Елену Андреевну в «Дяде Ване», Машу в «Трех сестрах», Раневскую в «Вишневом саде».

У истоков Московского Художественного театра

Ольга Книппер родилась 21 сентября 1868 года в семье обрусевшего немца. Отец работал инженером и получал солидное жалованье. В дочери он видел либо художницу, либо переводчицу, а потому нанял для нее учителя живописи и преподавателей иностранных языков. Уже в юности Ольга Книппер свободно владела английским, немецким, итальянским, французским языками и переводила небольшие сказки и повести. Также она занималась музыкой и играла на фортепиано, но мечтала быть актрисой.

В 1894 году умер отец, не оставив родным средств к существованию. Быт семьи кардинально изменился: зарабатывать на жизнь пришлось и матери, и детям. Ольга Книппер занялась репетиторством: она преподавала игру на фортепиано. Параллельно пыталась поступить в театральную студию. В 1895 году ее зачислилили в драматическую школу-студию Императорского Малого театра. Однако Ольга Книпер проучилась там лишь месяц: она провалила проверочный экзамен и была отчислена.

Ольге Книппер было уже 27 лет, когда ее приняли в театральный класс при Московской филармонии. Ей повезло вдвойне: курс набирал Владимир Немирович-Данченко, который позже с Константином Станиславским основал Московский Художественный театр. Книппер посчастливилось стоять у самых его истоков — в 1898 году она закончила обучение и стала частью нового театра.

В первом спектакле Московского Художественного театра по пьесе Алексея Толстого «Царь Федор Иоаннович» Ольга Книппер исполнила роль царицы Ирины. Уже во время репетиций стало понятно, что театральные подмостки сулят ей большое будущее. На одном из последних прогонов в зале присутствовал Антон Чехов. Позже он писал своему издателю Алексею Суворину об актрисе: «Ирина, по-моему, великолепна. Голос, благородство, задушевность — так хорошо, что даже в горле чешется… Если бы я остался в Москве, то влюбился бы в эту Ирину». Чехов к тому времени уже был серьезно болен и жил в «скучной Ялте», приезжая в Петербург или Москву лишь по срочным делам.

В этом же году состоялось еще одно значимое для Ольги Книппер событие: в театре начали репетировать «Чайку» Антона Чехова. Главная роль, Аркадиной, досталась ей. Несмотря на популярность рассказов писателя, его пьесы не имели успеха. Особенно громким был провал спектакля в столичном Александринском театре. Потерпев неудачу в Петербурге, Чехов побывал только на одной репетиции в Москве и вскоре уехал в Ялту.

Московской премьере «Чайки» зрители аплодировали стоя. С тех пор спектакль ждали аншлаги. Он стал визитной карточкой театра. Однако Чехов успеху не верил и не спешил возвращаться в Москву. Посмотреть пьесу его уговорили. Прибыв на спектакль, драматург был восхищен не только спектаклем, но и игрой Книппер: актриса жила своей героиней.

Я всегда ролями мучилась, ходила «беременная» образом, не зная ни минуты покоя. Я не умею идти к роли от каких-то внешних черт, от внешней харaктерности, создавать роль с помощью одной техники… Пока в душе у меня что-то не родится, теплота какая-то человеческая не появится — играть не могу. Это я называю «тайным браком» с образом.
Ольга Книппер

Чеховские женщины Ольги Книппер

После триумфа «Чайки» отношения между писателем и актрисой стали более доверительными. Весной 1899 года Чехов посетил дом Книппер, затем с ответным визитом она приехала в небольшое подмосковное имение литератора в Мелихове. С лета того же года они начали вести переписку. Между ними завязался роман. Весной 1901 года Антон Чехов сделал предложение Ольге Книппер, но с одним условием: «Никакой пышной свадьбы я не хочу — а то придется стоять с бокалами в руках и постными лицами». Летом того же года они обвенчались.

Однако быть вместе они не могли: из-за болезни Чехову пришлось уехать на Юг, в Ялту, Книппер осталась в Москве. Супруги встречались урывками. Их отношения напоминали скорее эпистолярный роман — каждый из них написал другому более четырехсот писем. Недоброжелатели укоряли Книппер, что она не последовала за мужем. Чехов же успокаивал ее: «Если мы теперь не вместе, то виноваты в этом не я и не ты, а бес, вложивший в меня бацилл, а в тебя любовь к искусству».

В то время в театре Книппер была занята во всех чеховских пьесах: она играла Елену Андреевну в «Дяде Ване», Машу в «Трех сестрах», Раневскую в «Вишневом саде».

Брак продлился всего три года. Весной 1904 года состояние здоровья писателя ухудшилось, и Ольга Книппер отвезла его в немецкий курортный город Баденвайлер. В июле 1904 года Чехов умер. Чтобы близкие и поклонники простились с писателем, Ольга Книппер повезла тело мужа в вагоне-холодильнике, в котором обычно перевозили устрицы. Общество вновь нашло повод упрекнуть вдову. «Антон Павлович, которого коробило все пошлое и вульгарное, был привезен в вагоне «для перевозки свежих устриц». <...> В этом вагоне — именно та пошлость русской жизни, та некультурность ее, которая всегда так возмущала покойного», — писал Максим Горький.

Да, эти шесть лет, что я его знала, были мучительны, полны надрыва из-за сложившейся так жизни. И все же эти годы были полны такого интереса, такого значения, такой насыщенности, что казались красотой жизни. Ведь я не девочкой шла за него, это не был для меня мужчина, — я была поражена им как необыкновенным человеком, всей его личностью, его внутренним миром — ох, трудно писать все это… Эти мучительные шесть лет остались для меня светом и правдой и красотой жизни.
Ольга Книппер

После смерти Чехова Ольга Книппер исчезла из театра на несколько месяцев. А по возвращении взялась за работу с еще большим рвением. По словам современников, роли, исполненные Книппер, стали более характерными, а игра актрисы — глубже. Театральный мемуарист Вадим Шверубович писал: «Видеть и слышать это было гораздо больше, чем театральное впечатление, — это было прозрение, озарение, счастье от возможности проникнуть в чужую душу. <...> Это, конечно, не было актерским искусством, это было чем-то неизмеримо большим... Она даже физически менялась — ее сущность входила, вмещалась в плоть другого человека».

Помимо спектаклей по пьесам мужа, Ольга Книппер играла в других постановках. Она исполняла роль графини-внучки в «Горе от ума» Александра Грибоедова, Терезиты в спектакле «Драма жизни» Кнута Гамсуна и Анны Андреевны в спектакле «Ревизор» Николая Гоголя. Была задействована в спектаклях «Мнимый больной» Мольера, «Когда мы, мертвые, пробуждаемся» Генрика Ибсена, «Одинокие» Герхарта Гауптмана.

Актриса в Стране Советов

Октябрьская революция поставила театр перед угрозой закрытия. В 1919 году труппа была вынуждена отправиться на гастроли. Актеры поехали сначала в Киев, потом — на юг страны, наконец — в Европу. В стране шла Гражданская война, и труппа оказалась отрезана от Москвы. В гастролях-скитаниях артисты провели три года.

В большинстве городов Европы спектакли театра пользовались успехом, однако в Загребе приезд русских актеров не вызвал интереса. Чтобы привлечь внимание публики, в афише решили написать «Книппер-Чехова», обозначив фамилию знаменитого мужа актрисы. Рекламный трюк удался — зал был полон. Так благодаря театральному плакату Ольга получила фамилию Книппер-Чехова.

Через год после возвращения на родину Ольга Книппер-Чехова вновь отправилась на двухлетние гастроли в Европу и Америку. Консервативный репертуар театра за рубежом принимали с большим радушием, чем на родине. Роли, которые исполняла актриса в Художественном театре, все менее привлекали московскую публику. К тому же она проигрывала конкуренцию молодым актрисам и современной драматургии.

В 1924 году Ольга Книппер-Чехова вернулась в Москву. Она поняла, что начинается новая жизнь. В театр пришли начинающие артистки, Алла Тарасова и Ольга Андровская, и вскоре все основные роли перешли к ним. В этот период Ольга Книппер-Чехова бралась за характерные, возрастные и сатирические роли. В 1929 году она сыграла Марию Александровну в «Дядюшкином сне», через год — графиню Чарскую в «Воскресении», в 1935 году — Полину во «Врагах». Однако эти героини не были ей близки. Поэтому вскоре Книппер-Чехова ушла со сцены.

В 1937 году она получила звание народной артистки СССР, а также стала лауреатом Государственной премии — эти награды достались актрисе за былые заслуги. В 1940 году Владимир Немирович-Данченко возобновил в театре спектакль «Три сестры» и пригласил на премьеру свою бывшую приму. Увидев новую актрису в роли Маши, Ольга Книппер-Чехова расплакалась со словами «Все прошло».

В конце жизни Ольга Книппер-Чехова жила одиноко: те, с кем она начинала свой путь в Художественном театре, умерли, ее племянницы уехали за границу. Она больше не могла играть, к тому же здоровье ее постепенно ухудшалось. В последние годы актриса часто вспоминала свои театральные роли и думала, как бы их можно было улучшить.

Ольга Книппер-Чехова умерла 22 марта 1959 года. Похоронили актрису на Новодевичьем кладбище в Москве.

Обсуждение закрыто

ТОП-5 материалов раздела за месяц

ТОП-10 материалов сайта за месяц

Вход на сайт