Как сообщают СМИ, только что стало известно о совместном заявлении министров юстиции Эстонии (Урмас Рейнсалу) и Латвии (Дзинтарс Расначс). В нём они «изучают возможность потребовать с Российской Федерации, как с правопреемника Советского Союза, возмещения ущерба», поскольку «важно помнить период советской оккупации». А немецкой не надо?
Уже эти цитаты вызывают сомнение в том, был ли информирован о таком послании председатель кабинета министров Эстонии Юри Ратас и давал ли он или правительство Эстонии согласие на такое заявление?
*
Первое. Дело в том, что устоявшееся в политике и даже эстонском законодательстве выражение «советская оккупация» не имеет правового основания – оккупации не было, так как происшедшее в Эстонии в 1939-1940 годы не соответствует критериям международного права об оккупации. И глава правительства, в том числе министр юстиции, должны об этом знать. Заодно рекомендую Вам обратиться за разъяснениями к европарламентарию и одному из лидеров «Народного фронта Эстонии», ярому стороннику независимости Эстонии Марью Лауристин. Не приходилось слышать, чтобы она определяла советский период Эстонии, как «советская оккупация».
Второе. Официальные представители Эстонии не первый раз делают подобные заявления. При этом один раз такая самодеятельность была официально и публично осуждена, как не согласованная в соответствии с существующими нормами управления государством.
Третье. Министру юстиции должно знать, что претензии к Москве в данном случае юридически ничтожны. Хотя Российская Федерация и объявлена правопреемницей Советского Союза, но только не по данному кругу вопросов. Убедиться в этом можно было уже потому, что на предыдущие заявления никакой ответной реакции не последовало. А в суд Эстония отчего-то не спешит, если такой вообще существует.
Четвёртое. Всё говорит о том, что очередное заявление о возмещении Россией ущерба за годы советской власти в Эстонии, это – очередной пропагандистский шаг, который приурочен к предстоящим весной 2019 года парламентским выборам. И ещё объясняется катастрофическим снижением рейтинга партии, в которой состоит министр юстиции ЭР, и его желанием поправить свой и его партии реноме. То есть, снова внесена лепта в усиление русофобии, ставшей государственной политикой Эстонии.
Не кажется ли вам, что уже патологическое злоупотребление русофобией может обернуться для Эстонии и эстонского народа непоправимым ущербом, возместить который сможет только сам народ.
Пятое. Что касается требования, чтобы Россия возместила ущерб, нанесённый Эстонии за годы «советской оккупации», надо публично и официально признать, что это – политико-пропагандистский спектакль. И весомое доказательство этого – отсутствие аналогичных требований Таллина к Германии, которая оккупировала Эстонию в 1941-1944 годы. Это очень серьёзный аргумент, который показывает, что претензии Эстония предъявляет именно из политических соображений, открыто демонстрируя русофобию и стремление вызвать раздражение Москвы, внося свою лепту в политику Запада, приравнявшая русофобию к юдофобии. Показательно, что второе Таллин официально осуждает.
*
Обратил бы Ваше внимание на то, какой урон нанесла немецкая оккупация и местные активные пособники нацистов не только Эстонии, но и евреям с цыганами, ряду областей России и Белоруссии. Чтобы в этом убедиться, надо всего лишь обратиться к источникам. Например, это – книга «Pruun katk», Tallinn, «Eesti Raamat», 1988. Saksa fashistlik okupatsioon Eestis. 1941-1944. Dokumente ja materjale. Позволю себе привести лишь выдержку из одного документа, подписанного эстонцами:
Стр. 46:
«1.12.1941. Ass. Saumets Edgar.
Palun Teie rajooni piires nimekirjaliselt kindlaks teha ja 27. skp. esitada.
1.Aaria naised, kes juudiga abielus on.
2.Kui palju on segaabielus lapsi. Poisid ja tüdrukud eraldi.
3.Kes neist naistest ja lastest on juudi usku.
4.Naised, kes veel seadusjõus lahutatud ei ole, kelle mehed veel elavad.
1.j.assistent agentuuri juhataja
Assistent».
В переводе на русский:
«1.12.1941. Ассистент Saumets Edgar.
Прошу установить в пределах Вашего района и письменно представить к 27 числу.
1.Женщины арийского происхождения, которые замужем за евреем.
2.Сколько детей в смешанном браке. Мальчики и девочки раздельно.
3.Кто из этих женщин исповедуют иудаизм.
4.Эти же женщины, которые ещё не разведены, мужья которых ещё живы.
Подписи: Ассистент 1-го участка, начальник агентуры.
Ассистент».
Или Вы забыли о том, что Эстония стала единственной оккупированной немцами страной, в которой были убиты все местные евреи, не покинувшие страну до начала войны? В донесении в Берлин значится: «Judenfrei». В Эстонии принято считать, что это – дело рук немцев. 5 июля 2006 года на пленарном заседании Европейского парламента депутат от Эстонии Сийри Овийр отвергла обвинения в том, что во время Второй мировой войны эстонцы участвовали в массовых убийствах евреев. Но любой историк покажет вам донесение в Берлин Франца Шталекера – доктора юриспруденции, бригадефюрера СС, командира айнзатцгруппы А и начальник ЗиПо и СД рейхскомиссариата Остланд. Он отмечал особые заслуги местных добровольных помощников немцев в поимке и уничтожении евреев.
*
Или Вам не известно слово Omakaitse («Омакайтсе») – название организации эстонских карателей, которые добровольно ушли в охранные батальоны? Они расправлялись с мирным населением не только на территории Эстонии. Или Вы не читали отчёта созванной по инициативе президента ЭР Леннарта Мери Международной Комиссии по расследованию совершенных в Эстонии преступлений против человечности? Вот цитаты: «По нашим оценкам, в «Омакайтсе» состояли 30-40 тысяч членов… 7 августа 1942 года при участии 36-го полицейского батальона почти все евреи, уцелевшие к тому моменту в городе Новогрудок (Белоруссия), были собраны и расстреляны… Также исследователи обнаружили свидетельства о преступлениях против человечности и актах геноцида, в которых участвовали 286, 287 и 288 полицейские батальоны. Сюда относятся убийства заключенных в лагерях на территории Эстонии, участия в так называемых «рейдах» по деревням Польши, Белоруссии и Литвы». Это – тысячи и тысячи невинных людей. И что, Вы не знаете, что их убийцам – этим «героям-освободителям», у которых руки по локоть в крови, на мемориале Маарьямяги в Таллине установлены памятные плиты, у которых «освободителей» поминают и официальные лица?
Не такое ли, именно государственное отношение по сей день приводит к случаям осквернения памятников жертвам оккупационного террора и погибшим воинам Красной Армии? Обращаю Ваше внимание на то, что памятники погибшим немцам и эстонцам, воевавшим на стороне Гитлера, вандалов не привлекают. И вот в эти дни они осквернили мемориал, посвящённый убитым под Таллином в Калеви-Лийва евреям, цыганам и военнопленным красноармейцам. На камне жертвам Холокоста нарисовали свастику. Председатель Еврейской общины Эстонии Алла Якобсон полагает, что «мемориал осквернили люди, которые ненавидят Эстонию, и что это следует рассматривать как приуроченную к годовщине восстановления независимости Эстонской Республики провокацию». Но не марсияне же или диверсанты-россияне это, а всё-таки свои (намёк на то, кто эти «свои» тоже понятен). Увы, это – дело рук местных жителей. К этому приводит сознательное предание властями и общественностью Эстонии забвению ужасов немецкой оккупации. Представление о ней в Эстонии такое, будто немцы были освободителями.
Вопрос 1. Собирается ли Эстония компенсировать ущерб родственникам убитых немецкими оккупантами и эстонскими пособниками немецких оккупантов (А это – десятки тысяч людей, жителей Эстонии и других стран Европы)?
*
Обратите внимание и на главу 2 этой ж книги. Приведу только её заголовок: «Eesti rahvuslike varade röövimine ja hävitamine». Глава состоит только из выписок, взятых из немецких документов. Они свидетельствуют о тотальном грабеже и уничтожении материальных ценностей, книг, картин и памятников. Вот некоторые подзаголовки: «27. Jaanuar 1942 Metsamaterjalide väljaveost Saksamaale» или «Mai 1942 kindralkomissariadis koostatud loetelu – kuni 1942- aasta maikuuni hangiti Eestist Wehrmachtile». Это – 21074,0 тонн зерна… 27359,5 тонн картофеля, 25677,32 тонн сена, 231725,0 литров спирта (100%), 489621 литр водки (крепость 40%), 1829399 литров пива, 1550,15 тонн сливочного масла, 739724 штук яиц, 1188,43 тонн мяса… И всё это – за неполный первый год немецкой оккупации.
За три года оккупации они отобрали у крестьян и угнали в Германию 107 тысяч лошадей, 31 тысячу коров, 214 тысяч свиней, 790 тысяч голов домашней птицы. Во время немецкой оккупации уничтожено 35 тысяч гектаров леса или 3,5 миллиона кубометров древесины. Из всех довоенных мощностей электростанций в 71 тысячу киловатт осталось около 11 тысяч.
Эти данные можно обнаружить и в «Белой книге», рассказывающей о потерях, причинённых народу Эстонии оккупациями в 1940-1991 годы. Она подготовлена Госкомиссией ЭР по расследованию репрессивной политики оккупационных сил и Министерством юстиции ЭР. Издана в 2005 году. Акцент в этом исследовании сделан, естественно на « советскую оккупацию». Но, несмотря на тенденциозность этой книги, и «почему-то» недоступной для авторов книги немецкой статистики и документации в 1941-1944 годы, и это исследование даёт впечатляющую картину материального и культурного урона, нанесённого в годы немецкой оккупации.
Цитата: «Прямой военный ущерб, принесенный военными действиями и «эвакуацией имущества» в 1941–1944 гг. (как на Восток, так и на Запад), официально оценивался Советским Союзом в 16 млрд. рублей (в тогдашнем денежном выражении). По оценкам того времени, в ходе войны было уничтожено 45% производственных мощностей Эстонии (в том числе 90% производственных мощностей топливной промышленности, 75% текстильной, 60% лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, 55% химической и 35% машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности). В сельском хозяйстве поголовье крупного рогатого скота за 1941–1945 гг. сократилось на 24% (в т.ч. поголовье коров на 43,6%, поголовье свиней – на 38, 5% , поголовье лошадей – на 19% )».
Вопрос 2. Собирается ли Эстония требовать от Германии компенсации хотя бы за свою долю материального и культурного ущерба, причинённого в годы немецкой оккупации 1941-1944 годы?
Димитрий Кленский,
Журналист, гражданин ЭР
Таллин, 23 августа 2018 года