Ближайшему сподвижнику фюрера выдали пистолет с одним патроном и дали 10 минут, чтобы он застрелился.
Мировая история знает великое множество примеров, когда самые активные силы, обеспечивающие в ходе революционных событий смену власти в стране, в самом скором времени становятся жертвами этой самой власти.
Классическим примером подобного «пожирания революцией собственных детей» стала так называемая «ночь длинных ножей» в нацистской Германии.
Между «народом» и «элитой»
К лету 1934 года немецкие нацисты во главе с Адольфом Гитлером завладели всей полнотой власти в Германии и готовы были приступить к реализации своих масштабных планов построения Третьего рейха, который должен был взять убедительный реванш за поражение в Первой мировой войне.
Однако для реализации этих планов Гитлеру требовались сильная армия и большие финансовые ресурсы. Финансы лидеру нацистов, ставшему главой правительства, готовы были предоставить крупные немецкие промышленники. Армейская элита также в массе своей не была против сотрудничества с фюрером.
Но на пути этого альянса стояли отряды СА — военизированные штурмовые отряды НСДАП, создание которых началось ещё в начале 1920-х годов, когда Гитлер и его окружение планировали приход к власти силовым, а не парламентским путём.
Штурмовики, являвшиеся опорой Гитлера на пути к власти, теперь начали ему серьёзно мешать.
Основу штурмовиков составляли представители низших классов, которые в «национальной революции» видели избавление не только от коммунистов и евреев, но и от крупных немецких капиталистов, в которых они видели своих врагов.
Штурмовикам СА категорически не нравились заигрывания Гитлера с крупным капиталом, а также армейской элитой, среди представителей которой преобладали представители аристократических родов.
Между тем крупный капитал и армия свою лояльность Гитлеру ставили в зависимость от того, насколько ему удастся обеспечить контроль над штурмовиками.
Рём и его миллионы
Штурмовики СА представляли собой серьёзную силу — к концу 1933 года в этих отрядах состояло около 3 миллионов человек. Лидером штурмовиков являлся Эрнст Рём, считавшийся одним из ближайших соратников Гитлера.
У немецкого военного руководства и Рёма были противоположные взгляды на то, как должны дальше существовать отряды СА. Рём полагал, что новая армия рейха должна быть сформирована на базе СА, с подчинением генералитета лично ему.
Военные, в свою очередь, надеялись включить в состав немецкой армии наиболее подготовленных штурмовиков, а в дальнейшем использовать СА исключительно в качестве вспомогательной силы для доармейской военной подготовки молодёжи.
Противостояние между СА и вооружёнными силами (рейхсвером) по вопросу о том, кто, кому и в какой степени должен подчиняться, продолжалось до весны 1934 года. Гитлер, которому нужна была поддержка армии и который одновременно пытался не потерять поддержку партийных соратников, колебался, пытаясь выступать в качестве миротворца.
Рём же, рассчитывая усилить своё влияние, позволял себе довольно резкие выступления, говоря о том, что «национальная революция» может быть продолжена и без Гитлера. У Рёма не было реальных амбиций на единоличное лидерство, скорее он рассчитывал путём шантажа и угроз добиться твёрдого положения «второго человека после Гитлера».
План по ликвидации
Участники коалиции были заинтересованы в отстранении и, возможно, ликвидации верхушки штурмовиков и в последующем дальнейшем ослаблении влияния СА.
Для борьбы с СА решено было использовать две другие силовые структуры НСДАП — военизированные отряды СС, своего рода гвардию нацистов, изначально формировавшуюся как личная охрана фюрера, и СД, службу безопасности нацистов.
Участники коалиции убеждали Гитлера, что Рём со штурмовиками готовит переворот и необходимы срочные меры противодействия.
В качестве подтверждения заговора штурмовиков возглавлявший СД Гейдрих предоставлял Гитлеру как сфабрикованные, так и вполне реальные документы, свидетельствующие о подготовке переворота.
На практике Рём и руководство штурмовиков планов по захвату власти и отстранению Гитлера не строили — подобные настроения оставались уделом рядовых членов СА, недовольных политикой Гитлера.
Тем не менее уже весной 1934 года началась подготовка расправы над лидерами штурмовиков. Составлялись «расстрельные списки», причём согласованности в них не было — порой одних и тех же людей вносили и вычёркивали по несколько раз, в зависимости от позиции то одного, то другого представителя нацистского руководства.
Выбор сделан
Гитлер же до начала лета 1934 года не принимал окончательного решения о судьбе Рёма. 8 июня он был отправлен на лечение по состоянию здоровья, после чего должен был вернуться к исполнению своих обязанностей. С 1 июля 1934 года в месячный отпуск должны были уйти и все штурмовики СА, что категорически не устраивало сторонников «жёсткой линии». По их планам, поводом к силовым действиям должен был быть объявлен мятеж СА, а обвинения находящихся в отпуске штурмовиков не выглядели убедительными.
Окончательный выбор Гитлер сделал после визита 21 июня 1934 года в резиденцию Нойдек, где доживал свои последние недели рейхспрезидент Пауль фон Гинденбург. После смерти Гинденбурга Гитлер рассчитывал занять и этот государственный пост, окончательно сосредоточив все бразды правления в своих руках. Однако военная элита и буржуазия Германии могли и не поддержать Гитлера в этом стремлении. Встреченный Гитлером на ступеньках резиденции рейхспрезидента министр обороны Германии Вернер фон Бломберг сказал фюреру: «Необходимо срочно восстановить внутренний мир в рейхе. Радикализму не место в новой Германии». Тем самым Бломберг дал понять Гитлеру, что проблему штурмовиков нужно решать незамедлительно.
И тогда Гитлер принял окончательно решение покончить со вчерашними соратниками.
28 июня 1934 года Гитлер, находившийся в Эссене на свадьбе одного из своих ближайших соратников Йозефа Тербовена, получил сообщение Гиммлера о том, что мятеж штурмовиков якобы начнётся в ближайшие часы. После Гитлер объявил, что даст «наглядный урок» зачинщикам мятежа.
Птичка вылетела!
Гитлер лично позвонил Рёму и объявил, что собирает высшее руководство СА утром 30 июня в его апартаментах в Бад-Висзе. Предлогом для сбора стал якобы инцидент с иностранным дипломатом, подвергшимся нападению штурмовиков в Рейнской области.
Ни то, ни другое сообщение не было правдой, однако они привели Гитлера в настоящее бешенство.
В ночь на 30 июня он лично прибыл в Бад-Висзе, в 6:30 утра вошёл с пистолетом в руке в гостиничный номер, где располагался Рём, назвал его «предателем» и объявил об аресте. Вслед за этим были арестованы и отправлены в тюрьму все руководители штурмовиков, находившиеся в гостинице.
К 9 утра все они были помещены в тюрьму Мюнхена, после чего Гитлер дал команду на осуществление операции «Колибри», предполагавшей полный разгром руководства штурмовиков СА.
Пока по стране шли аресты и казни, Гитлер выступил в Мюнхене с речью, в которой обличал бывших соратников в предательстве и мятеже.
Но даже после этого Гитлер намеревался сохранить Рёму жизнь, но к середине дня 1 июля Геринг и Гиммлер склонили фюрера к решению о казни лидера штурмовиков.
Около трёх часов дня в камеру к Рёму зашли эсэсовцы, которые вручили ему пистолет с одним патроном, свежий номер газеты, в которой глава штурмовиков объявлялся предателем, и дали ему 10 минут на то, чтобы самому подвести итог своей жизни.
Выстрел прогремел спустя 15 минут, когда эсэсовцы вновь вошли в камеру. Убить себя одним выстрелом Рёму не удалось, и начатое довёл до конца один из вошедших.
Итоги кровавой жатвы
Казни штурмовиков продолжались до 2 июля. В своей речи Гитлер утверждал, что расстрелян 61 мятежник, среди них 19 главарей штурмовиков, ещё 13 человек погибли «при сопротивлении аресту», и трое «покончили с собой» — всего 77 человек.
После «Ночи длинных ножей» влияние отрядов СА, которые не были окончательно расформированы, упало практически до нуля. На смену власти «коричневых» пришла власть «чёрных» — формирований СС.
Впереди у Германии было 11 лет построения «тысячелетнего Рейха», которые завершились полным крахом. Но в начале июля 1934 года Гитлер и его сподвижники были убеждены, что ничто в мире отныне не помешает реализации их грандиозных планов…