Фото: Александр Иванишин Говорят, будто бы уже готов законопроект о квотировании иностранной музыки: в случае его принятия вещателей обяжут минимум на 60 процентов заполнять эфир песнями на русском и других языках страны. Инициатива озвучена Владимиром Вольфовичем Жириновским. Идея, надо признать, не слишком оригинальная. Она обсуждалась и в начале девяностых, и в середине девяностых, и в начале нулевых. И я, разумеется, знаю, что в некоторых странах подобные квоты существуют. Причем не только в Белоруссии, но также, скажем, и в более передовой Франции. Бытует мнение, что они стимулируют и популяризируют музыку местного производства. Также в ходу некий демагогический популистский штамп: это, мол, патриотично. На мой же взгляд, в очередной раз вытащенная на медийное поле, эта инициатива, с одной стороны, явно антирыночная, с другой - нарушает права радиослушателя.

Ведь давайте представим, что повлечет за собой введение подобных квот? В практическом отношении это будет означать, что некоторым радиостанциям придет конец. При этом если говорить о попсе или роке, то тут как раз особых напрягов не ожидается: радиостанциям типа "Европа Плюс" или "Максимум" квотирование не слишком угрожает. Но у нас есть и нишевое радио, транслирующее ту музыку, которая вообще не производится в родном отечестве. А если что-то в этих направлениях и появляется, то это всегда прецедент, и, как правило, весьма низкого качества. Возьмем российский - в том числе и советский - джаз. Что бы ни говорили о гениальности покойного Георгия Гараняна или фигуристских успехах члена Высшего совета "Единой России" Игоря Бутмана, у нас для джаза климат не тот. Тогда как радиостанция "Джаз FМ" существует. Или возьмем "Релакс FМ", где звучит в основном электронная музыка, - ею у нас тоже практически никто не занимается. В целом наше музыкальное радио и так крайне однообразное, а в результате квотирования будет еще скучнее.

Конечно, нынешнее состояние музыкального рынка оставляет желать лучшего. Однако нельзя не сказать, что оно более или менее соответствует запросам здешней публики. Думаю, все согласятся, что и русская попса, и русский рок не достают до мировых стандартов. Но поскольку Россия - страна большая и в культурном отношении совершенно самодостаточная, нашу публику не слишком волнует качество музыки. И так называемая попса голимая, и "русский шансон", и пресловутый "говнорок" свою гарантированную аудиторию имеют. Другое дело, что сейчас наша поп- и рок-музыка находится в постоянной конкуренции с западной за место в радиоэфире, и это не может ее не стимулировать. Тогда как после введения квот отечественной халтуре станет попадать в ротации гораздо проще.

Апологеты квотирования настаивают и на том, что у западной музыки чуждые нравственные ориентиры. Однако на самом деле безнравственной музыки быть просто не может. Что до текстов, то они преимущественно англоязычные, и если кто в них что и поймет, то разве что слова love и fuck. При этом последнее в иностранных хитах встречается редко, поскольку на самом деле не приветствуется и в западном эфире. А безнравственность - это на самом деле не что иное, как обратная сторона бездарности. Транслировать бесталанную и фальшивую музыку - безнравственно вдвойне. Если бы мне предложили вводить квоты, я бы ввел их не по национальному признаку, а по признаку музыкального качества. Вот только кто предложит?

Фото: Александр Иванишин

 

Обсуждение закрыто

Вход на сайт