10. Ратас/Тоом – угроза войны, Сависаар/Иванова – надежда на мир!
Малоубедительная аргументация центристов
Не может не возникнуть вопрос: а почему «русские» центристы не хотят видеть расхождение между своим словом и своим делом? Как их не волнует откровенная русофобия в Эстонии, которое взято на вооружение Ратасом и его окружением? Почему смирились и приняли эту реальность? Некоторые возмущены такими обвинениями, мол, не так все просто, не до конца известно о происходящем внутри партии. Но что же происходит? Так и неведомо. Как в таком случае можно рассчитывать на избирателей?
Они вправе знать о причинах раскола.До сих пор вызывает недоумение и решение, казалось, навсегда верных Сависаару левоцентристских по взглядам эстонцев-центристов. Они тоже взяли сторону Ратаса. Среди них даже сын Сависаара! Еще большая оторопь берет, когда рядом с ними видишь чуть ли не всех известных «русских» центристов, многие из которых в прошлом входили в истребленные властью левоцентристские русские партии.
Их доводы, и, прежде всего, русскоговорящего европарламентария-центриста Яны Тоом, поражают неубедительностью, близки аргументации нашкодивших детей. Они заявляют, что Сависаар – «отработанный материал», пусть даже по вине этнократии и русофобской политэлиты Эстонии. Мол, это реальность. Опасения-де вызывает состояние его здоровья. Вот как это сформулировал известный обозреватель Ахто Лобьякас: «Срок годности Сависаара давно истек, и даже сочувствующему наблюдателю за его карьерой всё сложнее становится убеждать себя в том, что Сависаар – независимый политический деятель в полном политическом смысле этих слов».
Но что примечательно! Все, предавшие Сависаара, хором, во главе с Юри Ратасом, громко заявляют о необходимости сохранить Центристскую партию. Вроде убедительно. Но разве это – самоцель? Куда предпочтительнее то, как видят проблему Сависаар и Иванова. Для них первостепенную важность имеет не сохранение любой ценой партии, а прежде всего саму идеологию центризма. Именно от нее и отреклось новое руководство центристов. Оно не только зачистило левоцентристское крыло партии, но стало антироссийским и русофобским.
Последнее заставляет искать и другие причины «вероотступничества» центристского актива, особенно «русских» центристов. Дело не только в том, что «Акела промахнулся», не только из-за этого в прорвавшейся «наружу» антипатии к авторитарной личности Сависаара. Дело даже не в судебном преследовании Сависаара – в свое время сама партия, сегодняшние враг и Сависаара заявляли, что «все доходы Центристской партии, в том числе пожертвования, членские взносы, долевые взносы в проведение мероприятий и пр., законны и предаются огласке в соответствии с Законом о партиях».
Причина раскола центристов даже не в Сависааре
А потому стоит особого внимания меткий вывод того же Ахто Лобьякаса: «Решение Тоом не идти вместе с Сависааром было фундаментально верно. Одновременно в нынешней политической ситуации отодвинулось еще дальше в будущее появление русского вопроса в повестке дня большой политики». То есть «русские» центристы, и прежде всего функционеры и чиновники, не просто изменили своим идеалам, истинной идеологии своей партии. Они, вместе со всеми остальными парламентскими партиями, включая эстонских розово-бежевых соцдемов, легитимизировали торжество замешанной на русофобии правизны и образовавшейся пустоты на левом фланге эстонского политического ландшафта.
Все больше доказательств того, что мотивация переметнувшегося на сторону Ратаса центристского актива сводится к заботе о собственной шкуре – карьере и личном благе. Как следствие, «русские» центристы, пока по умолчанию, признали этнократию и моноэтническую идеологию/политику государства. Это впервые ярко подтвердилось еще десять лет назад, когда «русские» центристы и другие «русские» политики трусливо отвернулись от защиты в Таллине «Бронзового солдата», а некоторые позволяли себе даже иронизировать и осуждать его защитников.
И теперь, уподобившись приживалкам, они окончательно и угодливо продали беспокойство о русском и русскоязычном населении за сохранение личного благополучия и, пусть снисходительно и признаваемого националистами их имиджа формально респектабельного члена общества.
Вот почему вызывает неприязнь обилие неэстонских и особенно русских фамилий в избирательных списках центристов в Таллине. Не оправдывает, но объясняет такое только обывательское стремлением как-то выжить в «духовном концлагере», в хорошо замаскированном полицейском государстве. Но с точки зрения гражданского долга – это, мягко выражаясь, вызывающие отвращение трусость и малодушие.
Это доказывает и открытое письмо Юри Ратасу парламентриев-центристов Оудекки Лооне, Хеймара Ленка и Марики Туус-Лауль (к ним присоединилась и Ольга Иванова), в котором они призывают пересмотреть решение об исключении из партии 32 центристов за то, что они пошли на выборы с Сависааром, и вернуться к этому вопросу уже после выборов. В письме значится, что причиной исключения стала их преданность основателю и многолетнему председателю Эдгару Сависаару. Авторы письма выражают серьезную озабоченность положением внутри самой партии и за ее престиж и будущее. Также они «поражены лицемерием, поскольку решение Эдгара Сависаара пойти на местные выборы в составе избирательного союза не повлекло за собой его исключения из партии, в то время как люди из команды Сависаара были подвержены атаке».
Сюда можно добавить комментарий самого Сависаара, который подтверждает, что изгнание из партии за те же грехи были и при нем, но исключали из партии только после выборов. И еще, он резонно замечает, что многие видные центристы, «почему-то» не включенные в нынешние избирательные списки самой партии, но записавшиеся в силу этого в другие, самые разные и, по сути, тоже альтернативные списки (без Сависаара), почему-то не исключены из партии. Отмечает бывший лидер центристов и важный юридический казус – Ольгу Иванову исключили из партии в нарушение устава, то есть незаконно, что создало смешную ситуацию: оказавшись вне партии, она сохранила право участвовать в ее деятельности. Ее, как члена правления партии, может исключить из партии только съезд.
Ратас: нет центристов, симпатизирующих Кремлю
Доводы весомые. Но нет под открытым письмом подписи ни одного «русского» центриста, переметнувшегося на сторону Ратаса. И вообще, есть что-то лакейское в том, что им не хватило совести ли, мужества ли, написать такое же письмо. Так или иначе, но «русские» центристы своим отношением к расколу в их партии, предстали политическими побирушками и коллаборационистами, услуживающими на словах – русскому и русскоязычному населению, на деле – власти, дискриминирующей это самое население. Красноречив ответ Юри Ратаса на вопрос «Радио Свобода», не считает ли он, что какие-то члены центристской партии могут испытывать симпатии к Кремлю. Он сказал: «Нет таких людей». Без комментариев.
Сами «русские» центристы на это даже не реагировали.
Впрочем, есть еще одно объяснение. В решающей степени поведение «русских» центристов обусловило и таинственно-скандальное (так и не объяснённое ею самой) принятое в последний момент решение Яны Тоом отказаться от участия в списке Сависаара, хотя сама была одним из главных зачинщиков этой идеи. Интернет-портал Rus.Postimees.ee выдвинул свое, в духе «теории заговора» предположение: «Сигнал на отказ от участия в выборах на стороне Сависаара поступил из Москвы – Тоом пожурили за то, что она не поняла нецелесообразности участия в выборах по маргинальному избирательному списку Сависаара, который рано или поздно исчезнет с политического поля».
В любом случае инициатором глубочайшего кризиса Центристской партии стала Яна Тоом, затеявшая тяжбу с Ратасом, а потом вернувшаяся в его «объятия». Она пошла на попятный путь, не получив ничего серьезного в обмен. Зато окончательно вбила клин в партию. Кстати, поводом для раскола стало решение центристов не включать Эдгара Сависаара в избирательный список в столичной части города Ласнамяэ, где тот набрал рекордной для Эстонии число голосов – почти 40 тысяч! Это возмутило многих в партии. Еще бы! Эти голоса могли и сегодня достаться Центристской партии, с условием, что выяснять отношения стали бы сразу после выборов.
Один из опросов населения показал, что поддержка центристов составляет 40%, а списка Сависаара – почти 8%, что ориентировочно равно 17 тыс. голосов. Это – мало для Сависаара, но центристам эти теперь потерянные 17 тыс. голосов гарантировали бы более половины депутатских мандатов в Горсобрании.
С другой стороны, доведи Яна Тоом размежевание до конца, но вместе с Сависааром, можно было рассчитывать на то, что еще до парламентских выборов в 2019 году удалось бы создать настоящую, не компрадорскую центристского толка Русскую партию Эстонии с участием эстонцев, осуждающих этнократию и моноэтнизм.
Теперь самое главное в последнем аккорде: в чью пользу, списка Ратаса или списка Сависаара, отдаст 15 октября голос русский и русскоязычный житель? Сложившаяся ситуация показывает, что победа первого списка угрожает Эстонии бесповоротно стать вассалом Запада, а также войной с Россией, победа второго – оставляет надежду на мир.
Димитрий Кленский Сентябрь-октябрь 2017
P.S. Русский и русскоязычный избиратель должен понимать, пусть он даже, как потребитель, доволен жизнью в Эстонии и равнодушен к общественно-политической и социально-экономической жизни страны, что международная обстановка и нынешнее положение русского и русскоязычного населения в Эстонии имеет многие черты бесправной жизни евреев в нацистской Германии в середине 30-х годов прошлого века. Безразличие русских и русскоязычных к своему будущему может при определенных условиях обернуться уже русским Холокостом, жертвами которого могут стать все, кто не представляет титульную нацию.
Из всех партий и избирательных союзов на нынешних местных выборах остались только «Избирательный союз Сависаара и «Деловой Таллин», а также Объединенная Левая партия Эстонии, которые продолжают настаивать на нормализации отношений с Россией. Причем эстонские «левые» к тому же настроены бороться с дискриминацией по этническому признаку.
Так что у русских и русскоязычных избирателей, которые не намерены стать русофобами (а такие уже есть), выбор невелик. Но он есть всегда.