На снимке: Андрес Уйбо, страстный пропагандист органной музыки. Фото: Eesti Kontsert В день выхода газеты, 31 июля, в Эстонии открылся XXIII Таллиннский международный органный фестиваль.
Торжественная церемония открытия этого крупнейшего в Европе и любимого нашей публикой фестиваля, посвященного «королю инструментов», состоится в Таллинне, в музее-церкви Нигулисте. На протяжении 10 дней, вплоть до 9 августа, она станет главной концертной площадкой фестиваля. «Органа многосложный крик» заполнит также своды таллиннских церквей Яани и Домской.


Несмотря на название фестиваля – «Таллиннский», – его концерты пройдут также в Пярну и Тарту. Всего в дни фестиваля будет дано 29 концертов, из них 21 – в Таллинне. Плюс три мастер-класса, которые проведут в церкви св. Яана корифеи игры на органе: Айварс Калейс из Латвии, Джереми Джозеф из ЮАР и Эдуард Оганесян из Франции. Все они, разумеется, выступят в дни фестиваля с сольными программами. Среди гостей нынешнего фестиваля – мэтр игры на органе, постоянный участник таллиннского форума голландец Петер ван Дейк, чьи концерты, а также статьи и книги об органе ценятся во всем мире; итальянцы Марко Ло Мушио и Маттео Галли, представитель английской органной школы Ричард Лей, датчанин Кристиан Крогсоэ, Марчелло Форменти из Монако и вышеупомянутые Айварс Калейс и Джереми Джозеф.

Вряд ли кто мог помышлять о столь масштабном международном форуме 35 лет назад, когда в Таллинне состоялся первый в Советском Союзе фестиваль органной музыки. Впрочем, следует уточнить, что нынешний фестиваль родился не в 1974-м, а в 1987 году, и с этого времени носит привычное нам название.

Отец-основатель и бессменный художественный руководитель фестиваля, профессор Эстонской академии музыки и театра, композитор, известный органист Андрес Уйбо приготовил немало сюрпризов для почитателей этого удивительного, поистине божественного инструмента. Во-первых, новый орган, который построен Аго Тинтом и отныне будет украшать Нигулисте – разумеется, в дополнение к замечательному органу, известному каждому таллиннцу. В дни фестиваля откроют еще четыре новых органа – три в церкви Яани и один в ныммеской церкви Спасителя. Во-вторых, фестиваль откроется выступлением не одного, а трех органистов: Петер ван Дейк, Эдуард Оганесян и Андрес Уйбо исполнят сочинения Мендельсона, Генделя и Гайдна на двух разных органах, старом и новом. Музыка этих трех композиторов будет звучать в дни фестиваля чаще всего.

В воскресенье, 2 августа, в церкви Яани можно услышать оригинальный ансамбль: в исполнении ван Дейка, Калейса и Уйбо прозвучит концерт для трех органов Арво Пярта «Triumvium», затем к ним присоединится камерный хор «Voces Musicales» под управлением Ристо Йооста, чтобы исполнить новое сочинение Андреса Уйбо. В дни фестиваля будут представлены самые разнообразные сочетания – союзы органа с камерным оркестром, флейтой, скрипкой, гобоем, виолой да гамбой. Концерты фестиваля расширят наши представления о «короле инструментов», который может и поражать необычайной мощью, и восхищать тончайшими оттенками в передаче душевных движений.

На снимке: Андрес Уйбо, страстный пропагандист органной музыки.
Фото: Eesti Kontsert

Три композитора

Юбилейные даты трех героев нынешнего органного фестиваля пришлись на этот год. 200 лет назад, 3 февраля 1809 года, родился Феликс Мендельсон-Бартольди, немецкий композитор-романтик, дирижер, органист, просветитель, успевший за отпущенные ему 38 лет не только написать массу замечательной музыки, в том числе органной, но и возродить музыку Баха из забвения и основать первую в Германии консерваторию.



Фото: wga.hu

В том же году, но четырьмя месяцами позднее, 31 мая 1809 года, ушел из жизни «отец симфонии» Йозеф Гайдн, перу которого принадлежат 104 симфонии, 30 опер, множество инструментальной и церковной музыки, мессы, кантаты, оратории.

А 14 апреля исполнилось 250 лет со дня смерти Георга-Фридриха Генделя, гениального композитора, которого уже в 20-летнем возрасте называли «Орфеем нашего времени», выдающегося виртуоза игры на клавесине и органе. По словам поэта, «руки Генделя повелевают душами; то увлекают их в небеса, то вновь переполняют экстазом звуков и озаряют ясной фугой, словно появлением Авроры».

Мастер высочайшего калибра

«Я не знаю, кто он: органист или пианист. Но я знаю, что он музыкант, а это – главное», – сказал об Эдуарде Оганесяне немецкий дирижер Лео Кремер. Действительно, сложно разделить творческую деятельность музыканта, в совершенстве владеющего обоими инструментами, на составные части, да вряд ли и нужно. В Эстонию Эдуард Оганесян приезжал не раз и как пианист, и как органист.

Эдуард Оганесян родился в Днепропетровске в семье музыкантов и уже в пять лет начал играть на фортепиано. Орган он впервые услышал в 10 лет, и хотя это была лишь запись на пластинке, мощь и богатство звука настолько восхитили Эдуарда, что его мечтой стало научиться играть на этом чудо-инструменте. Спустя пять лет мечта осуществилась: он поступил в училище при Московской консерватории, где стал заниматься не только на фортепиано, но и на органе. Потом – Московская консерватория, которую он окончил тоже по двум специальностям. Учителями Оганесяна были пианист Михаил Воскресенский и органист Леонид Ройзман, позже он совершенствовался в игре на органе у таких мэтров, как Ханс Хазельбёк, Хосе Уриоль, Лео Крамер и Луиджи Челегин. В 1988 году Оганесян стал победителем конкурса органистов имени Листа в Будапеште. В начале 1990-х он уехал во Францию, где ныне и преподает в Парижской консерватории.

Известный пианист Николай Демиденко говорит об Эдуарде Оганесяне так: «Это замечательный музыкант, который прекрасно играет на рояле и совершенно невероятно – на органе. Он играет не в современной манере: реже меняет регистровку и настолько владеет артикуляцией, что может разделить пять-шесть голосов, и они не сливаются. Это мастер высочайшего калибра».

Обсуждение закрыто

Вход на сайт