Разменявший этим летом — шутка ли! — восьмой десяток, Пол Маккартни выпустил 14 октября 2013 года новый альбом, который так и назвал — «New». Пластинка стала первым полноценным студийным альбомом экс-битла со времен «Memory Almost Full», вышедшего в 2007 году. Потом был еще, конечно, талантливый диск каверов на эстрадные джазовые стандарты 1930-х «Kisses On The Bottom», но это, сами понимаете, не совсем то, чего обычно ждут от сэра Пола преданные поклонники.

 Пол Маккартни Фото: Mike Blake / Reuters 

«Memory Almost Full» благодаря безуминкам вроде «Mister Bellamy» или «That Was Me» вышел довольно бескомпромиссным — его можно было либо полюбить сразу и навсегда (как, например, произошло с автором этих строк), либо счесть каким-то странным, а местами и чересчур мрачным. В конце концов, тот самый мистер Беллами сидел на крыше, собираясь вот-вот прыгать, а ближе к концу пластинки краски и вовсе сгущались до темноты, черной, как вакса, которую зловеще освещали вспышки молний.

Не нужно забывать, что песни для «Memory Almost Full», как и для его предшественника «Chaos And Creation In The Backyard» (две пластинки создавались почти параллельно) Маккартни сочинял в состоянии нарастающего стресса в личной жизни. Отношения экс-битла со стервозной Хизер Миллз к моменту выхода «Memory...» окончательно пошли прахом, и в 2007-м у Пола появилась новая любимая женщина — Нэнси Шевелл. С этого момента фактически и начинается история создания альбома «New».

Именно личным счастьем с Шевелл музыкант объяснил приподнятое настроение большинства треков нового альбома. «Новые песни приходят вместе с новой женщиной», — предельно ясно живописал ситуацию сэр Пол. Кстати, Нэнси вдохновила его и на гениальную «My Valentine», выпущенную парой лет ранее и спасшую от полного забвения упомянутый диск «Kisses On The Bottom».

Работая над песнями для «New», Маккартни захотел попробовать себя в тандеме с одним из актуальных британских саундпродюсеров, но не мог сразу решить, с кем именно. Выходом из затруднительной ситуации стал эксперимент — поочередная работа сразу с четырьмя продюсерами, каждый из которых в итоге внес свою лепту в альбом. Причем, судя по всему, ни один из них не пытался «подмять» под себя Маккартни, а скорее старался наилучшим образом довести до конца первоначальную идею музыканта.

Продюсерами стали Марк Ронсон (на счету которого записи Эми Уайнхаус, Лили Аллен, Робби Уильямса, Kaiser Chiefs, Лила Уэйна и многих других), Пол Эпворт (работавший ранее, например, с певицей Адель над ее знаковой песней «Skyfall»), Итан Джонс (сын битловского звукорежиссера Глина Джонса, также записывавшего среди прочих The Rolling Stones и The Who) и Джайлз Мартин (сын того самого Джорджа Мартина, продюсировавшего подавляющее большинство записей The Beatles).

Исполнительным продюсером диска «New» в итоге оказался Мартин — на его счету запись и сведение большинства треков, а также составление окончательной картинки альбома. При этом песни, которые записывал Джайлз-сын-Джорджа, вышли совершенно непохожими друг на друга — от гипнотической трипхоповой «Appreciate» до бронебойного прямолинейного хита «Everybody Out There», сделанного по лекалам «Mrs. Vandebilt» (той самой песни с рефреном «хоп-хэй-хоп») и «Young Boy».

Пол Эпворт отличился тем, что постоянно провоцировал Маккартни на живую импровизацию прямо в студии, садясь за барабаны, тогда как экс-битл играл на всем по очереди. Из джемов выросли, например, «Queenie Eye» и «Road» с их меняющейся ритмикой и вечным спором ударных и фортепиано.

Итану Джонсу выпало делать две акустических вещи. «Early Days» (пульсацией напоминающая битловскую «Mother Nature’s Son») повествует о том, как два простых ливерпульских парня Пол и Джон с замиранием сердца слушали рок-н-ролльные записи в магазине грампластинок. «Hosanna» — едва ли не самый тревожный по настроению трек на альбоме — получилась в результате склейки пары сырых дублей, которые Макка просто напел под гитару, а Джонс умело обработал аналоговыми эффектами.

Вообще, на альбоме «New» Маккартни много играет на акустической гитаре — обилие такого, в чем-то простецкого, «чеса» отсылает к диску «Flaming Pie», записанному им в уже далеком 1997-м. Среди гитарных вещей выделяется «On My Way To Work», в которой сэр Пол мелодично вспоминает на сей раз о том, как простые ливерпульские парни крутили шашни с девчонками из Чичестера. Приятные воспоминания, чего уж там.

Марк Ронсон, самый отвязный из четверки продюсеров, познакомился с Маккартни, когда играл диджей-сет на его свадьбе с Нэнси Шевелл. По забавному стечению обстоятельств звонок Маккартни Ронсону с приглашением поработать над «New» пришелся на уикенд, когда тот праздновал уже собственную свадьбу. По словам Ронсона, из-за этого голова у него «была забита всяким дерьмом», и он едва не забыл перезвонить сэру Полу, чтобы сказать, что согласен.

В итоге на альбоме Ронсон ответственен за два совершенно незабываемых трека — «Alligator» и титульную песню «New», которую британские музжурналисты сразу бросились сравнивать с битловскими «Penny Lane» и «Got To Get You Into My Life» из-за шаффлового ритма (а клавесин в ней, кстати, взят прямиком из «Fixing A Hole»). Выход пластинки Марк Ронсон отметил твитом о том, что новый альбом Пола Маккартни «********» (в оригинале — идиома as dope as ****).

Этими словами, наверное, можно было бы и подвести итог всему вышесказанному: критические рассуждения о записях Маккартни бессмысленны и неизбежно ведут к спорам и препирательствам о том, что же все-таки лучше: «Memory Almost Full» или «Chaos And Creation», «Band On The Run» или «Ram». При этом некоторые особо умные и вовсе заявляют, что стоит все бросить и слушать исключительно сольного Джорджа Харрисона.

Но они, пожалуй, неправы. Даже в свой 71 год Макка невероятным образом умеет добиться того, что ваши ноги сами пляшут, а сердце колотится в такт под его песни. За час собирает в центре Нью-Йорка громадную толпу, играя концерт-сюрприз на Таймс Сквер, устраивает конференцию с фанатами в твиттере — черт побери, ну не ради же денег он привлекает к себе столько внимания.

Возможно, дело просто в том, что каждый новый альбом Пола Маккартни в силу объективных обстоятельств может стать его последней работой — не на это ли намекает, например, песня «Get Me Out Of Here»? (она вошла в deluxe-издание «New»). Ну а кто лучше Макки знает, что прощаться с публикой принято красиво. Как поет сам Пол в свежей нетленке «Everybody Out There»: «Do some good before you say goodbye».

Обсуждение закрыто

Вход на сайт