Сергей Лукьяненко: «Фантастика помогает читателю отвлечься от суровой действительности, отправиться в межгалактическое путешествие и вместе с тем поразмыслить о смысле жизни, о справедливости, об устройстве мира». Фото Алексея СМУЛЬСКОГОВ четверг, 29 января, в Таллинне прошла встреча с известным писателем–фантастом Сергеем Лукьяненко. Организатором мероприятия является Международный медиаклуб «Импрессум».

Сергей Лукьяненко является автором множества романов и повестей, таких, как «Ночной дозор», «Спектр», «Лабиринт отражений», «Звезды – холодные игрушки». По мотивам «Ночного дозора», «Дневного дозора» и повести «Сегодня, мама!» сняты фильмы. Книги Сергея Васильевича читаются во всем мире, как старшим поколением, так и подростками.

Писатель-фантаст

На сегодняшний день Сергей Лукьяненко самый популярный в России писатель фантастических романов. Основным направлением его писательской деятельности является космическая фантастика.

Сергей Васильевич считает, что фантастика – это прием, который позволяет автору говорить с бoльшим количеством людей. Есть множество авторов, пишущих в реалистических жанрах, однако тиражи их книг зачастую меньше, чем у писателей-фантастов. Это объясняется тем, что людям, помимо философских размышлений автора, необходим некий развлекательный момент. Читатели желают получать в одном произведении и хлеб – некую серьезную мысль, и зрелище – захватывающий сюжет. Фантастика помогает читателю отвлечься от суровой действительности, отправиться в межгалактическое путешествие и вместе с тем поразмыслить о смысле жизни, о справедливости, об устройстве мира. Можно написать гениальную, но очень скучную книгу, которую прочтут пять человек. Это не писательский путь. Можно вести монолог, стоя в пустой комнате, но это будет очень невеселый монолог, никому не нужный монолог.

В чем отличие фантастической литературы от любой другой? Фантастика может быть и любовной, и детективной, и исторической – какой угодно. Фантастика – это обертка, фантик, в который можно завернуть любое содержимое.

Сергей Лукьяненко называет себя фантастом, потому что связующей нитью всех его романов является некий фантастический элемент. Если его убрать, произведение развалится на отдельные составляющие, которые никаким иным способом не получится связать воедино.

Не последний «Последний дозор»

Широкая известность романа «Ночной дозор», интерес журналистов к писателю привели к тому, что на тему «Дозоров» Сергей Лукьяненко может беседовать, не используя мозг – только рефлексы, наработанные за последние годы.

Будучи писателем-фантастом, Сергей Васильевич ни разу не писал в жанре фэнтези. Все его произведения повествовали о космических приключениях, о параллельных мирах, но никогда действующими лицами не были люди, наделенные магическими способностями. Так, Сергею Лукьяненко пришла в голову мысль написать роман о магах и волшебниках, но поскольку о средневековом устройстве мира он ничего не знал, было принято решение перенести действие романа в современные реалии. Пусть они будут жить в Москве, в обычных квартирах, на работу ездить на машине или в метро, пользоваться мобильными телефонами. «Я исходил из того, – говорит Сергей Васильевич, – что волшебники живут среди нас, но мы об этом не знаем. Почему? Потому, что они таятся…» Но таятся не все маги, есть отступники, для контроля за которыми создана специальная полиция – «Ночной дозор». Раз есть преступники и полиция, значит, это детектив, главным героем которого должен быть молодой и неопытный оперативник, который постоянно будет совершать ошибки. «Я его выпустил охотиться на вампиров – далее все закрутилось».

Когда Сергей Лукьяненко пишет книгу, он никогда не может заранее знать, будет ли это один-единственный роман или трилогия. Бывает, дописав книгу, автор понимает, что более ему нечего сказать. В случае же с продолжением конец первой книги рассматривается как приостановление сюжета. Тогда Сергей Васильевич, отдав роман в печать, сразу приступает к написанию следующей части.

Если внимательно прочесть «Ночной дозор», становится понятно, что на момент его написания у автора было несколько иное представление об устройстве мира иных, иначе описывался целый ряд деталей. «Далее меня это увлекло. Книга стала популярной, в результате появились «Сумеречный дозор» и «Последний дозор», который, конечно, не будет последним»

Об эстонском «Ночном дозоре»

Интересоваться мнением видных общественных деятелей об отношениях между Россией и Эстонией стало традицией. Таллиннская организация «Ночной дозор» взяла себе такое название после выхода в свет одноименного романа. Оказывается, ни о каком нарушении авторских прав не может быть и речи – Сергей Васильевич лично дал разрешение на использование этого названия. Более того, утром 29 января писатель официально стал членом организации «Ночной дозор».

К событиям «бронзовой ночи» Сергей Лукьяненко относится в лучших традициях русскоязычной публики – обвиняет эстонское правительство. «Я знаю версию эстонского правительства, я знаю об их мотивах, но не понимаю, как можно было демонтировать памятник, переносить могилы, будучи в курсе, что эти действия заденут чувства миллионов людей…»

Темный или светлый?

Каждый автор всегда ассоциирует себя с главным героем. Это не значит, что все герои похожи на автора, имеют схожий с ним склад характера, привычки, внешность. Писатель придумывает себе двойника, некую свою копию, которая могла бы жить в ином мире, действовать по иным правилам.

Сергей Лукьяненко не мнит себя роботом или инопланетным пришельцем, и если бы ему предложили отправиться в путешествие на другую планету без права вернуться, он бы отказался – не сумел бы оставить жену и детей.

«Я себя ассоциирую со светлыми, потому, что для меня разделение между «темными» и «светлыми» проходит не по линии добро - зло, а по линии альтруизм и эгоизм. Эгоистом быть очень не хочется, потому я предпочту быть на светлой стороне».

 

Обсуждение закрыто

Видео рубрики «Литература / Русский язык»

ТОП-5 материалов раздела за месяц

ТОП-10 материалов сайта за месяц

Вход на сайт