Новый для российского зрителя французский фильм — «Все, что блестит» Фото: kinopoisk.ru

Возможно, скоро все переменится. Не будет красных дорожек, фотовспышек и заученных улыбок кинозвезд. Не придется мчаться за тридевять земель, чтобы посмотреть новый фильм Ларса фон Триера или Апичатпонга Вирасетакула. Достаточно оптоволоконного кабеля, компьютера, Интернета и онлайн-регистрации — и вот вам фестивальная тусня, что ни день, то премьера, которую можно обсудить тут же, в «Твиттере», задать режиссеру в блоге пару каверзных вопросов, получив назавтра пост в виде видеоролика. Так ведь можно сразу на три фестиваля успеть, не отрывая пятой точки от кресла.

Новый для российского зрителя французский фильм «Сообщники» Фото: kinopoisk.ru

Фильм «Бал актрис» можно было посмотреть в интернете. Бесплатно и совершенно официально Фото: kinopoisk.ru

Фото: Александр Иванишин

К счастью фанатов фестивального сумасшествия, когда перебегаешь из зала в зал, прорываешься на пресс-конференцию или на интервью к звезде, когда по ночам обсуждаешь события дня до хрипоты, это только мечты. Те самые, что хоронили театр, когда появилось кино, и провожали в последний путь кино в начале телевизионной эпохи. Теперь так же пророчат новую эру онлайновых фестивалей высочайшего уровня, а вся традиционная мишура Канна, Венеции или Берлина якобы достанется развивающимся странам. Конечно, Интернет — игрушка модная, креативная и крайне удобная, поэтому ее так и хочется представить альтернативой всему остальному. Недаром отчаянно скучный фильм о том, как создавался Facebook, сегодня один из лидеров проката и главных претендентов на «Оскара». Но, конечно, рано или поздно возникнет новая мода, которая отправит Интернет со всеми его соцсетями в утиль. Однако сегодня отмахиваться от возможностей Сети глупо. Кино в виртуальном мире уже давно прижилось. Увы, пока все больше в нелегальной форме. Потратив массу усилий на изнурительную борьбу с пиратством, некоторые организаторы кинопроцесса предложили пользователям легальный контент в рамках своих фестивальных акций.

Тогда мы идем к вам

На днях завершились показы первого международного онлайн-фестиваля французского кино. Зарегистрировавшись на соответствующем сайте, зрители могли посмотреть десять новых полнометражных и столько же короткометражных картин. Фильмы были доступны на десяти языках, включая русский. В России и странах Латинской Америки просмотры оказались бесплатными. Для остальных территорий цена полного фестивального пакета равнялась стоимости пары билетов в кинотеатр. Впрочем, во Франции, где проживают самые заинтересованные зрители этих картин, сумма пакета была выше. Каждый пользователь мог голосовать и комментировать увиденное. По итогам работы жюри международной прессы, жюри блогеров, куда вошли пятеро россиян, и голосования зрителей будут вручены премии. А картины, отмеченные ими, до конца года будут показывать на рейсах Air France. Итоги пока не подведены. Однако событие это можно назвать знаковым. Оно четко обозначило новую тенденцию функционирования кинематографа в эпоху глобальной Сети — активный поиск зрителя.

Неудивительно, что этот шаг предпринят Unifrance, мощной государственной организацией, активно, если не сказать настырно, продвигающей французское кино. В результате ее поддержки ежегодно в мировой прокат выходит около четырехсот картин из Франции. И дело не в том, что все эти фильмы замечательные — вовсе нет. В большинстве своем обычный массмаркет. Но французы знают, что секрет блюда не столько в рецепте, сколько в сервировке. И если зритель сегодня предпочитает сидеть в Интернете, значит, надо сделать ему красиво с доставкой на дом. Причем даже возможность бесплатного просмотра для той же России вовсе не благотворительность, если приглядеться. Ведь мы представляем собой один из главных рынков сбыта западной кинопродукции. Эти фильмы посмотрим за так, а на другие купим билеты в кинотеатре, потому что актеры знакомые играют.

Почему же мы со своим кино не пытаемся точно так же обаять зрителя? Прежде всего потому, что на данный момент нацпроект «российское кино для российского зрителя» почти полностью провален. В 90-х наш кинематограф жил по принципу «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Потом, в начале нулевых, полунищую киноотрасль развратили нефтяными деньгами. А сейчас задушили реформами на корню то, что едва-едва пробилось к зрителям. Поэтому для отечественного фильма иногда единственным цивилизованным способом доказать свое существование становится фестиваль «Кинотавр».

Тем не менее программный директор фестиваля Ситора Алиева уверена, что рано или поздно интернет-трансляции станут составной частью фестивальной концепции: «Я мечтаю о такой форме просмотра для нашей короткометражной секции — прямо в параллель с фестивальными показами на сайте. Но это очень трудоемкая работа с авторским правом. Именно из-за сложностей с правообладателями нам не удалось предоставить возможность онлайн-просмотра на сайте фестиваля всех его победителей за 20 лет. Что могло бы стать яркой и полезной ретроспективой, доступной каждому».

Вообще-то онлайн-фестивали не такая уж свежая новость. Им уже несколько лет. Вопрос, безусловно, в размахе и информационной поддержке — и французы его решили комплексно. Но большинство таких акций берут свой контент из любых источников, не слишком заморачиваясь на легальность. Ситора Алиева рассказала случай с режиссером Ириной Евтеевой. Однажды она получила мейл с поздравлением — одна из ее картин победила в зрительском голосовании некоего японского онлайн-фестиваля. Ее приглашали приехать и получить денежный приз. Что, конечно, очень приятно. Тем более что она не могла даже вообразить, чем в высокотехнологичной Японии ее картина, сделанная по старинке, без применения компьютера, понравилась простым зрителям.

Все дорожки ведут в Канн?

Сегодня на показ фильма в Интернете авторы и продюсеры соглашаются не от хорошей жизни. А как еще можно не дать умереть студенческой короткометражке или экспериментальному фильму? Уж пусть лучше ролик собирает голоса в YouTube, чем пылится на полке. Но все-таки перегруженное видеоконтентом пространство не сулит дебютантам больших перспектив. Им нужна своя среда, пусть и виртуальная. Поэтому онлайн-фестивали проводятся уже несколько лет.

На звание первого претендуют многие. Есть, к примеру, Babelgum Online Film Festival, который проходит под патронатом известного американского независимого режиссера Спайка Ли. У фестиваля приличный призовой фонд — по 30 тысяч долларов победителю в каждой секции. Правда, вручать награды все-таки предпочли не по электронной почте, а в Канне во время главного кинофестиваля планеты со всеми традиционными атрибутами светскости и звездности.

Полтора года назад Нью-Йоркская киноакадемия и портал PutItOn.com громко объявили об открытии нового ежегодного онлайн-кинофестиваля. Их программа включает не только короткометражки и мультики, но и полнометражные работы. Победители проходят обучение в Нью-Йоркской киноакадемии. На первом фестивале, кстати, триумфаторами оказались режиссеры из России.

Президент Гильдии продюсеров Ренат Давлетьяров, знакомый с фестивальной кухней как в масштабах ММКФ, так и на уровне камерных фестов (2morrow, «2-in-1»), не против идеи онлайн-фестивалей: «И у нас, и за рубежом есть примеры, когда фильм, не имея шансов на широкий прокат, появлялся сразу в Сети в режиме online. Да и фестивальные, арт-хаусные картины в большинстве своем тоже не доходят до проката. Прошлой осенью более сорока таких фильмов было представлено в различных программах «2-in-1». В кинотеатры же из их числа попало только пять-шесть самых громких». Безусловно, именно большой экран дает фильму путевку в жизнь. Но при общей любви к магии коллективного просмотра, живым зрительским реакциям, ажиотажу этот праздник в России, считает Давлетьяров, как правило, доступен только московским киноманам, и то в течение нескольких дней. А Интернет доступен почти везде.

Впрочем, у онлайн-фестивалей есть серьезные оппоненты. Режиссер и продюсер Виталий Манский, создавший в Москве «АРТДОКФЕСТ», считает, что не надо искать простых путей — в онлайне часто исчезает не только фестивальная атмосфера, но и само искусство кино. В советские времена бытовал термин «фестивальная копия». Для киноманов она была более значимой, чем прокатная, потому что ее монтаж, цвет, звук и прочие составляющие фильма точно соответствовали авторскому видению. «А когда это все сводится до показа в Интернете, то за какие составляющие можно поручиться? — спрашивает режиссер. — Что может сказать об операторской работе человек, который видел картину на экране размером со спичечный коробок? Нет, несмотря на внешнюю прогрессивность и любовь ко всяким гаджетам, я жесткий консерватор, когда речь идет о смыслах и значимых понятиях».

Действительно, во всех этих заигрываниях с Интернетом надо понимать, что традиционная фестивальная система, пусть ее попрекают косностью и генетической связью с тоталитаризмом, за шесть десятков лет существования научилась формировать и прогнозировать кинопроцесс. Благодаря ей стали известными всему миру многие режиссеры. Словом, в новом начинании есть не только чему радоваться, но и чего опасаться: ведь если взять и сменить все фестивальные устои на полуанонимную интернет-тусню, то можно зрителя не найти, а кино потерять.


Обсуждение закрыто

Видео рубрики «Театр / Кино»

ТОП-5 материалов раздела за месяц

ТОП-10 материалов сайта за месяц

Вход на сайт