Ни технология 3D, ни участие Эль Фаннинг, одной из самых известных в Америке актрис до 20 лет, не спасло «Щелкунчик» Андрея Кончаловского от провала в прокате. Может быть, режиссер просто перемудрил с концепцией? Фото: Централ Партнершип (ИТАР-ТАСС) Американский зритель не принял 90-миллионный проект «Щелкунчик и Крысиный король 3D». Теперь режиссер Андрей Кончаловский ждет вердикта соотечественников

Несколько лет назад покойный ныне режиссер Сидни Поллак заявил «Итогам»: «Между Голливудом и независимой американской кинематографией пролегает гигантская пропасть».

«Фабрика грез», как машина, производит развлекательные ленты, некоторые из которых становятся блокбастерами. А американские режиссеры-авторы снимают скромный арт-хаус. Многие из независимых фильмов пользуются популярностью только за пределами США. Наш режиссер Андрей Кончаловский, снимая «Щелкунчика и Крысиного короля 3D», попытался усидеть на двух стульях: сделать авторский блокбастер. Однако затея с треском провалилась в американских кинотеатрах. Проект попал в ограниченный прокат и собрал на 50 экранах порядка 190 с половиной тысяч долларов 0,21 процента бюджета. Режиссер уверен: не последнюю роль в этом сыграла душевная черствость американцев. «Итоги» попытались разобраться в предпочтениях заокеанской аудитории и выяснить причины кассового фиаско главной новогодней сказки отечественного новогоднего экрана.

Первое, что приходит на ум, — американцы смотрят только свое кино, верхние строчки рейтингов бокс-офиса занимают развлекательные фильмы, снятые под патронажем мейджоров: например, «Хроники Нарнии: Покоритель зари» или «Гарри Поттер и Дары смерти: Часть первая». Сборы этих чисто штатовских лент внушают уважение. Экранизация одного из романов Клайва Стейплза Льюиса собрала на сегодняшний день по миру более 166 миллионов долларов. Предпоследняя часть кинопоттерианы — уже более 800 миллионов долларов. Но на самом деле и ту и другую картину снимали заокеанские авторы — британцы Майкл Эптид и Дэвид Йэтс. Причем если у Эптида был опыт работы в Голливуде, то для Йэтса поттериана — первый широкомасштабный проект, рассчитанный главным образом на американский рынок. Актерский ансамбль обоих фильмов в основном составляют англичане. Да и в списке продюсеров далеко не одни американцы.

В свою очередь сценарий «Щелкунчика и Крысиного короля» Кончаловский писал в соавторстве с американцем Крисом Солимином. Продюсировали ленту также американцы — Пол Лоуин и Мориц Борман. А главные роли в картине исполнили тамошние актеры. Девочку Мэри, ставшую подругой ожившей игрушки, сыграла Эль Фаннинг (она входит в Топ-20 звезд до 20 лет). Ее дядю — голливудский и бродвейский сверхпопулярный артист Натан Лейн, а Крысиного короля — Джон Туртурро. К слову, про жену режиссера Юлию Высоцкую, назначенную аж на две роли — матери героини и знаменитой феи Драже, говорить особо не приходится. Ее пребывание на экране очень ограничено. Ведь известно, что она получила роль после того, как у ее мужа сорвался кастинг трех американских звездных девушек.

Также не секрет, что в советское время Андрей Кончаловский долго работал в США и знаком с предпочтениями этой публики не понаслышке. В свою очередь американский зритель и критика знают и высоко ценят произведения Кончаловского. Так, один из самых влиятельных критиков США Роджер Эберт задается вопросом: «Зачем режиссеру двух великих американских картин «Скромные люди» и «Поезд-беглец» понадобилось топтать мифологию «Щелкунчика»?»

Если не квасной зрительский патриотизм, то что же стало причиной провала «Щелкунчика» в американском прокате? Может, дело, как всегда, в деньгах? На производство картины было затрачено 90 миллионов долларов. «Щелкунчик» едва не разорил съемочную группу. Сначала Кончаловский собирался делать кино за 25 миллионов. Но в процессе понял, что этих денег на создание современных спецэффектов не хватит. Тогда он начал поиск дополнительных средств, и этот финансовый квест привел его к дверям Внешэкономбанка, «добившего» недостающие миллионы. Еще ни одна российская картина не получала такого финансирования. Даже вторая и третья части «Утомленных солнцем» Никиты Михалкова стоили порядка 60 миллионов долларов. Любопытно, что на интернет-странице «Щелкунчика» влиятельного кинопортала IMDB в графе «производство» числятся лишь Англия и Венгрия. Ни Россией, выдавшей деньги, ни Америкой, помогавшей продюсированием, даже и не пахнет.

В попытке завоевать сердца «тамошних» зрителей Кончаловский попытался встроить «Щелкунчика» в новомодный, но не совсем знакомый ему тренд 3D кинематографа. Да только 3D отнюдь не является главным ингредиентом рецепта суперприбыльного фильма. Не стоит возводить технологию в культ, считают автор «Аватара» Джеймс Кэмерон и Майкл Бей, снявший такие кассовые хиты, как «Армагеддон», «Плохие парни» и «Трансформеры». Трехмерная картинка сильно отягощает бюджет. Вот что рассказал «Итогам» генеральный директор фирмы «Кинопроект» Александр Рубин: «Технологии пересчета 2D картинки в формат 3D существуют и в России, и в Европе. Цена вопроса может быть совсем бросовой. Оттого и получаются фильмы типа «Звездные собаки: Белка и Стрелка». Качественный процесс стоит от 30 тысяч до 150 тысяч долларов за минуту». «Щелкунчик» изначально снимался в 2D, а уже постфактум его переводили в новый формат, что повлекло дополнительные расходы. Техническую сторону вопроса решали венгерские специалисты, в то время как доки 3D обосновались в США и Индии. В общем, кассовое фиаско «Щелкунчика» опровергло модное нынче мнение, будто 3D помогает вытягивать в прокате совсем бесперспективные истории.

Чем же остались недовольны американцы? Ведь, казалось бы, в фильме есть все то, что они ценят в кинематографе, — большой бюджет, звезды, 3D наконец. Или затею Кончаловского подпортило сверхизощренное авторское видение классического сюжета? Сегодня «Щелкунчик», как ни странно, одна из главных примет Рождества в США. Как индейка и Санта-Клаус. Американцы каждый год заново сходят с ума по классическому балету Чайковского на либретто Петипа. Но Кончаловский снял фильм, в котором, перефразируя классика, смешались в кучу крысы, люди, мрачная атмосфера Гофмана, написавшего сказку, музыка Чайковского, отдельные танцевальные и вокальные номера на слова соавтора «Иисуса Христа — суперзвезды» Тима Райса и радикальный режиссерский взгляд.

С одной стороны, в «Щелкунчике» легко читаются аллегории Холокоста: крысы здесь одеты в нацистскую форму, они сжигают в печах игрушки, чтобы затмить дымом из труб ненавистное им солнце. С другой — «Щелкунчик», кажется, пародирует современное искусство. А иначе почему Крысиный король выглядит как Энди Уорхол? Логово Крысиного короля украшает точная копия работы современного английского художника Дэмиана Херста с мертвой акулой «Физическая невозможность смерти в сознании живущего».

Сам режиссер оправдывается фразами из серии «ну и дураки эти американцы», разучившиеся воспринимать кино про живых персонажей. Им «Железного человека» и «Трансформеров» подавай. У Кончаловского одна надежда, что ленту поймут и примут в России, интеллектуальной «стране, где в одном городе в разных театрах идет сразу три «Чайки» и несколько вариантов «Трех сестер». Театроведы, правда, при этом шутят, что в последнее время публика реагирует на самоубийство Треплева так бурно, будто не ожидает подобной развязки...

Встретит ли российская публика «Щелкунчика» аплодисментами и проголосует ли за него рублем, мы скоро узнаем — премьера сказки запланирована на 1 января. Правда, стоит заранее учесть: нынешние посетители кинотеатров так же любят Железного человека и роботов-Трансформеров, как и их заокеанские собратья (американские картины, по словам Кончаловского, занимают порядка 85 процентов наших экранов). К слову, российская анимационная лента 2004 года Натальи Мальгиной и Татьяны Ильиной «Щелкунчик и мышиный король» собрала в прокате всего порядка 700 тысяч долларов.

Впрочем, таким, как у Кончаловского, Щелкунчика еще точно никто не видел. Вместо привычного классического мультфильма Бориса Степанцева 1973 года зрителю предложат довольно крутую историю с песнями на слова типа «клево» и «прикольно». Разочарованные тоже будут: это те, кто ждет от взрослого, суперпрофессионального автора новогоднего утренника. «Щелкунчик и Крысиный король» — пускай и странная, немного непривычная, но довольно интригующая интерпретация сюжета — современный поворот известной сказки. Не новогодний мейнстрим, а новейшая драма.

 

Обсуждение закрыто

Видео рубрики «Театр / Кино»

ТОП-5 материалов раздела за месяц

ТОП-10 материалов сайта за месяц

Вход на сайт