Артист Русского театра Сергей Фурманюк хочет поставить спектакль, в котором акцент был бы на голосе и пластике Фото: ERR

Быть артистом - это великая ответственность, считает артист Русского театра Сергей Фурманюк. Но сейчас, по его мнению, утрачивается изначальный смысл профессии актёра, часто бывает достаточно только выучить текст и выйти на сцену - и ты уже артист, тебя все знают.

Человек-артист звучит довольно рискованно. Есть артисты, которые подчиняются первой же волне и она несёт их туда, куда считает нужным. А есть такие, которые сопротивляются привычному течению с бешенством и только тогда находят в буре покой. В гостях у «Батареи» артист Русского драматического театра Сергей Фурманюк.

Вы достаточно долго уже работаете в театре. Что Вы думаете о своей профессии? В чём призвание артиста и есть ли у него какой-либо долг перед людьми и перед искусством?

Долг, определённо, есть. Ответить однозначно я на этот вопрос пока не смогу. И боюсь, что даже в конце жизни не смогу. Вопрос, в чем заключается профессия актёра, это, наверное, как вопрос - в чем смысл жизни. Для меня, это, прежде всего, большая ответственность. Человека-артиста видят, на него смотрят, поэтому это великая ответственность и он должен это очень чётко осознавать. И то, как ты живёшь, твой образ жизни, то как ты относишься к тому, чем ты себя питаешь в течение всего дня, всей недели, месяца и т.д., всё это увидит зритель. Это действительно великая ответственность - быть артистом и служить. Недаром раньше говорили, что я служу. Сейчас тоже традиции более-менее соблюдаются, но, глядя на то, что происходит в театрах, видно, что, к сожалению, утрачивается всё-таки изначальный смысл профессии актёра. Сейчас достаточно выучить текст и выйти на сцену - и всё, ты уже артист, тебя все знают.

Вы недавно участвовали в проекте, который длился 19 часов подряд, который поставил Александр Дзюба из Театра Романа Виктюка и который когда-то преподавал в нашей студии. Это был проект физической реакции - телом, жестом, беготнёй, ходьбой на сообщения радио, телевидения.

Думаю, что учиться физически реагировать не надо - мы по-жизни реагируем. А вот учиться взаимодействовать друг с другом - здесь уже есть предмет для разговора. Воображение и внимание - это две основные дисциплины, которые тренирует актёр, которые, во всяком случае, должен тренировать, что напрочь сегодня в театрах утрачено. Актёры сегодня вообще растренированы - не знают как двигаться по сцене, ходить. Люди боятся прикоснуться друг к другу. Для меня это какое-то безумие.

То есть, каждый сам по себе, каждый в жанре монолога? Каждый сам что-то говорит, играет и нет того, на чем стоит театр?

Абсолютно точно. И это факт. Этот проект «Живые новости», который состоялся 5 сентября, был направлен на взаимодействие, на то, чтобы прикасаться друг к другу и не бояться этого. Удержать 19 часов внимания - думаю, далеко не каждый сможет сейчас. Получилось ли у нас это? Для нас получилось. Мы замечательно общались с актёрами из эстонских театров, это было очень искренне и по-человечески. Думаю, что каждый участник этого проекта никогда в жизни не забудет этот опыт. И, безусловно, использует навыки, которые он получил.

Есть ли у Вас роли, сыгранные в Русском театре, которые Вы вспоминаете с особенной теплотой? Которые чему-то научили?

Безусловно, это первый мой опыт, когда я только приехал из института - «Катящиеся камни мхом не обрастают». Это как первая любовь, как первые шаги по сцене. Встречи с актёрами - настоящими профессиональными артистами, которых я и раньше знал, поскольку в театре с 1993 года. Это было ещё в студии, которую вела Ирина Томингас. Конечно же, это «Палата номер 6», режиссёр Алёна Анохина. У меня была небольшая роль, я играл сумасшедшего, у которого мания величия. Я с благоговением вспоминаю об этом спектакле, потому что в этом как раз случае тоже был коллектив, ансамбль, слаженность.

Вы пробуете себя ещё в целом ряде жанров, так или иначе связанных с театром. Вы были радиоведущим, пишете стихи, устраиваете какие-то ещё представления. Что Вас, помимо театра, привлекает более всего?

Скорее всего, учёба. Вы перечислили практику на радио - мне тоже было интересно, что это такое. Идея была одна, в итоге это вылилось в другую историю. Но это тоже был интересный опыт. Я помню некоторых людей, с которыми мы общались. У нас была онлайн-программа, где мы задавали темы, было два разных мнения, люди звонили, высказывались по конкретной теме и каких-то людей я очень хорошо помню, хотя прошло три года. Я очень благодарен, что так случилось. Если брать стихи, то я не считаю себя поэтом, но какие-то вещи, бывает, пишу. Не постоянно, но бывает. Сотрудничаю с некоторыми местными поэтами, у нас даже был такой поэтический слэм, который проходил в Арт-кафе, где мы выступали в тандеме с Денисом Поляковым. И я считаю, что неплохо там выступили. Я имею в виду наш тандем.

Вы планируете ещё устраивать такие поэтические перфомансы, какие-то чтения специальные?

Определённо. Но я хочу больше заниматься театральными историями, конкретно - спектаклями.

Вы хотите что-то поставить?

Да, очень хотелось бы.

Чтобы Вы хотели поставить?

Я хотел бы синтезировать пластику, голос и текст, в частности, поэзию. Но самое главное - чтобы акцент был на голосе и пластике. Я не назову сейчас пьесу, есть уже ряд отсмотренных материалов, которые ждут воплощения. Конкретное направление - пластический и звуковой театр. Это направление меня сейчас очень интересует и с некоторыми педагогами, в частности, с Кротовой Ириной из Русской театральной школы, я хочу это дело развивать. После этого проекта будет ещё работа над Маяковским.

Вы хотите сделать вечер Маяковского?

Да, Анжела Макарова режиссирует эту историю, это её идея. Это она пригласила меня на проект, так же как и других актёров - Александра Кучмезова. Это будет в Таллинне, у нас был уже одни совмествый проект «Мой Высоцкий», который был тоже вне стен Русского театра.

Сейчас будет «Мой Маяковский»?

Название будет другое, оно пока держится в тайне

Вы сохраните его манеру чтения, традиции чтения или что-то ломаете? Берёте лирического Маяковского или плакатного Маяковского?

Мы будем брать всё. Но для нас важно докопаться до самой сути и лирического Маяковского, и стихов о советском паспорте

Это блистательная идея.

Это безумно сложно. Работа над этим спектаклем уже ведётся больше года. Это уже о многом говорит. Это не месяц на постановку - вышел всё рассказал и забыл.

Я считаю, что пора возвращаться артистам к поэзии, с которой всё началось. Потому что это вершина культуры и отсюда может быть произойдёт то возвращение к истокам профессии, о котором Вы говорили. Желаю Вам огромных успехов и на сцене своего Русского театра, и во всех проектах.

Спасибо Вам огромное.

С Сергеем Фурманюком беседовала Елена Скульская.

 

Полностью просмотреть передачу можно здесь.

 

This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Редактор

rus.err.ee

Обсуждение закрыто

Видео рубрики «Театр / Кино»

ТОП-5 материалов раздела за месяц

ТОП-10 материалов сайта за месяц

Вход на сайт