"Алиса в Стране чудес" перекраивает рынок международного кинопроката

Стартующая в начале марта "Алиса в Стране чудес" Тима Бертона уже колотит посуду на кухне кинобизнеса. Скандал разгорелся нешуточный. На всю Европу. Две недели газеты печатали отчеты о переговорах студии Disney с кинотеатрами, как сводки с фронта. Как угораздило тихоню Бертона оказаться в центре всеевропейской склоки?

Маэстро, урежьте прокат!

Скандал начался, когда студия Disney объявила о своем решении сократить срок кинопроката "Алисы в Стране чудес" с 17 до 12 недель. Поступок с виду логичный. Ведь большую часть сборов любой блокбастер делает в первые недели проката господа из Disney на брифинге в Лондоне вообще определили их как 97 процентов бокс-офиса. Потом начинается спад. Правда, кассовый феномен долгоиграющего "Аватара" еще не проанализирован. Но, скорее всего, это исключение, подтверждающее правило. А обычно фильмы после восьми недель идут туго, добирая ничтожные суммы может, и не три процента, но не многим больше. Так зачем заставлять зрителей "домашних кинотеатров" ждать целых два месяца до официального видеорелиза? Это все равно что добровольно дать карт-бланш "пиратам", которым и так море по колено.

Рынок DVD, по оценкам газеты The Times, в прошлом году упал на 20 процентов, и нелегальное электронное скачивание контента сыграло в этом куда большую роль, чем кризис. А вот прибыли кинотеатров в Британии, наоборот, выросли на 11 процентов во многом благодаря именно 3D-релизам. Производители от этого имеют лишь свой процент. Та же The Times пишет, что "студии иногда больше зарабатывают на продажах DVD, чем на победных цифрах бокс-офиса, потому что кинотеатры забирают себе 60 процентов с каждого проданного билета". Так что на этом фоне наша система "50 на 50" смотрится торжеством справедливости. Поэтому боссы Disney и решили сократить сроки проката своего главного хита года. 250 миллионов бюджета не шутка. К маю они хотят уже выпустить DVD. Их решение подогревают реальные прошлогодние цифры. Скажем, сверхприбыльный мультик "Вверх" в кинотеатрах заработал более 293 миллионов долларов, а продажа дисков добавила в его копилку более 152 миллионов (цифры только по рынку США). У тарантиновских "Бесславных ублюдков" это соответственно 120 и 52 миллиона. У комедии "Мальчишник в Вегасе"  почти 277 и более 140 миллионов.

Однако у владельцев прокатных сетей другой взгляд на проблему. Им нужно дать заработать на блокбастере не только центровым, но и окраинным залам. Им кажется, что кино надо крутить до той поры, пока ходят хоть какие-то зрители ведь они покупают попкорн и прочие приносящие доход кинотеатрам товары. Поэтому некоторые европейские прокатные сети восприняли решение Disney в штыки. В маленькой, но гордой Голландии от проката "Алисы" отказались владельцы более 80 процентов кинотеатров. Продолжают грозить бойкотом Италия и Бельгия. И главное надолго заклинило здравый смысл у прокатчиков в Велико-британии, а это третий по сборам кинорынок после США и Японии. И уж "Алиса" здесь точно самая ожидаемая картина года. Лондонскую премьеру в "Одеоне" на Лестер-сквер посетил сам принц Чарльз, а сборы должны составить никак не меньше 40 миллионов фунтов стерлингов (почти 60 миллионов долларов). Но именно крупнейшая сеть Odeon (107 кинотеатров) продолжала стоять на своем до последнего, требуя 17 недель. Сначала упорные переговоры склонили на сторону Disney только владельцев Cineworld и Vue (соответственно 77 и 69 кинотеатров, около 50 процентов всех экранов Соединенного Королевства). И вот буквально перед самой сдачей номера в печать пришло сообщение последний бастион пал, "одеоновцы" выговорили себе лишнюю неделю и пошли на попятный.

И это вовсе не борьба нанайских мальчиков. "Алиса в Стране чудес", популярная классика в постановке звездного режиссера с известными актерами, перемешанными с анимацией, да еще и выпускаемая в формате 3D, это только первая ласточка. Студии вбухивают в такие проекты кучу денег, не имея гарантии, что фильм окупится. Прокат самая рискованная часть бизнеса, поэтому проще сократить его дистанцию, сделав более интенсивным. Неудивительно, что уже появились тревожные для владельцев кинотеатров сообщения от другого голливудского мейджора, студии Warner, которая также решила сократить прокат некоторых своих фильмов. Например, выходящих в сентябре "Ночных стражей" Зака Снайдера, чтобы как подарок к Рождеству зрители уже могли купить диск с этим фильмом. Обе студии подчеркивают, что подобная практика будет применяться лишь к некоторым проектам и речь идет только о релизах ранней осени и конца зимы. Однако бойкот дело серьезное. Впрочем, скандал пиару не помеха. В Британии, где с особым трепетом ждут выхода фантазии по мотивам Льюиса Кэрролла, народные массы в социальных сетях создали группы протеста против произвола кинотеатров. Как сказала бы сама Алиса: все страньше и страньше. Выходит, зрители должны заставить кинотеатры показать им желанный фильм и заработать таким образом деньги.

Все страньше и страньше

Зрителей, между тем, ждет большой сюрприз. Как выразился продюсер фильма Ричард Занук, сюжет сильно "бертонизирован". Потому что Тим Бертон не буквально экранизировал хрестоматийную сказку Кэрролла, слишком мудреную для многих взрослых и вполне понятную большинству детей. Он создал куда более мрачную и сюрреалистическую Страну чудес, чем в оригинале, добавив туда к кэрролловскому кое-что из своего личного Зазеркалья. Героиня больше не маленькая девочка, за пристальное внимание к которой оксфордского профессора Доджсона (он же Льюис Кэрролл) все время норовят записать в педофилы. Алиса Бертона выросла в прелестную девушку (Миа Васиковска), и ей делает предложение человек, за которого она не хочет выходить замуж. Сбежав с великосветской вечеринки, Алиса, как и полагается, видит спешащего куда-то Белого Кролика и вслед за ним падает в нору...

Страна чудес почти полностью нарисована на компьютере. Декораторы построили только три интерьера. Все остальное ручная работа, как теперь принято иронично называть плоды трудов программистов. Страной правит демонично-деспотичная Красная Королева с непропорционально большой головой: сыгравшая ее жена режиссера, актриса Хелена Бонэм-Картер, героически переживала ежедневную трехчасовую пытку очень сложным гримом. А потом ее изображение, снятое специальной камерой фирмы Dаlsa, вдобавок трансформировалось уже на экране компьютера. Внешность Энн Хатауэй, которая играет Белую Королеву, серьезных трансформаций избежала. Актрисе пришлось вместо спец-эффектов применить систему Станиславского для создания образа. Хатауэй признается, что попыталась слепить что-то общее из солистки культовой группы 70‑х Blondie, Греты Гарбо и героини фильма "Сансет-бульвар" Нормы Десмонд.

Ну а дальше вступает весь кэрролловский зоопарк пополам с кунсткамерой. Чеширский Кот, Мартовский Заяц, Соня-Мышь, Синяя Гусеница, Бармаглот, близнецы Тра-ля-ля и Тру-ля-ля, огромные грибы несъедобного вида, говорящие розы с печальными лицами пожилых женщин. И во главе этого паноптикума - Безумный Шляпник, которого играет Джонни Депп (это уже седьмая его совместная работа с Бертоном). Шляпник, оказывается, отравился ртутью, что-то химича с головными уборами. Теперь его глаза навсегда неестественно расширены, а костюм и прическа меняются в зависимости от настроения. Большую часть съемочного периода Депп, как и остальные актеры, работал на фоне зеленого экрана - хромакея. И однажды сравнил этот опыт с наркотическим "трипом".

А ведь это действительно сильно меняющий психику актеров тип съемок. На площадке устанавливают зеленые картонные силуэты или их заменяют такие же зеленые статисты, у которых нарисованные глаза могут быть прикреплены к самым неожиданным частям тела чтобы актер знал, на чем фокусировать взгляд. Потом компьютерщики дорисуют на этом месте полноценного анимированного персонажа. Или, скажем, Криспин Гловер, играя Валета, понимал, что от него на экране останется только лицо. Тем не менее он ходил по затянутой зеленым площадке в зеленом костюме на ходулях, потому что его персонаж 2,5 метра ростом. А после того, как с этих ходулей актер все-таки навернулся, за ним стали ходить еще и два каскадера в таких же зеленых костюмах, чтобы поймать парня в случае чего. Представляя себе весь этот зеленый морок, диву даешься, когда Тим Бертон рассуждает о том, что все предыдущие кино-"Алисы" его лично не устраивали, потому что это были просто серии странных событий. А для него самого очень важно внести в свою интерпретацию книги Кэрролла побольше психологии. Ну-ну.

Для тех, кто понимает

Бертона часто называют однообразным режиссером. Это неправда у него просто есть стиль. И, используя его, он всесилен. Нужен героический блокбастер про Бэтмена пожалуйста. Хотите социальную сатиру про нашествие инопланетян получайте "Марс атакует!". Требуется страшная сказка вот вам "Сонная Лощина". Мультик про мертвяков с кукольной анимацией  "Труп невесты" не хотите ли? Грандиозный красочный аттракцион для взрослых и детей "Чарли и шоколадная фабрика" подойдет? Нужна горькая сказка о бренности человеческой жизни вытаскивайте "Большую рыбу". Препарируя каждую его картину, можно найти там самого Тима Бертона, человека, которому искренне нравятся странные монстры и уродцы, потому что они больше похожи на людей, чем отшлифованные до глянца герои Голливуда. Иногда зрители этого не хотят понимать и тогда фильм Бертона становится событием только для тех, кто понимает. По сути провалились в прокате его последние картины "Труп невесты" (бюджет 40 миллионов долларов, мировые сборы - 117) и "Суини Тодд" (бюджет 50 миллионов долларов, мировые сборы - 152), если вспомнить, сколько досталось от этих прибылей производителям. Однако студии готовы рисковать и вкладывать деньги в этого неприрученного режиссера, которого, по слухам, тихо ненавидит сам великий и ужасный Спилберг. Потому что видит в нем самого себя в докоммерческую эру. Все-таки умение быть собой, работая в кинематографе больших бюджетов, это особый талант.

...Сегодня "Алиса" Бертона - главный козырь голливудского мейджора, который хочет переписать прокатную "библию" мировой киноиндустрии. Россия, к счастью для зрителей, стоит в стороне от этих баталий. Наши прокатчики возлагают на фильм Бертона большие надежды. По признанию Светланы Ястребовой, директора департамента кинопроката ЗАО "Синема Парк", ранние DVD-релизы, конечно, беспокоят прокатные сети, но они понимают, с чем это связано - с пиратством, скачиванием в Интернете и, как следствие, с финансовыми потерями. "Итогам" она так прокомментировала ситуацию: "В России вообще очень короткий срок прокатной жизни. Мало многозальников. Недостаточное количество цифровых залов, способных показывать 3D. Поэтому отечественный прокат - 4,5-8 недель, отнюдь не общемировые 17. Продление срока показа "Аватара" Джеймса Кэмерона - редкое исключение. Мы изначально планировали длительный срок, предполагая высокий коммерческий потенциал, но он превзошел наши ожидания. Так что в предложенные "Диснеем" 12 недель, в принципе, мы вписываемся. У компании "Синема Парк" хватает цифровых залов, и мы демонстрируем "Алису" только в 3D и только в очках". Остается сказать, что в России "Алиса в Стране чудес" выходит в прокат даже на день раньше, чем в США.

Подробности




Родом из детства






Если кто и был рожден внести психологию в магнетически обаятельную историю Алисы, к которой каждое десятилетие добавляются новые толкования, так это Тим Бертон. Главным его воспоминанием детства стало заложенное кирпичом окно в собственной комнате. Родители это сделали якобы ради тепла - в солнечной Калифорнии-то. Навсегда мальчик запомнил выморочность жизни на окраине большого города. Для родного Бербанка он был Эдвардом Руки-Ножницы, героем своего будущего шедевра, молчаливым парнем с всклокоченными волосами, которого приглашают украсить дом на Хэллоуин и Рождество - это у него получалось здорово.

Мир юного Тима был рисованным - читать он не любил. Вдохновляло старое кино - смехотворная черно-белая фантастика и дешевые хорроры 60-70‑х. Позже критики, уставшие от великого режиссерского кино, воспоют эту ерунду, указывая в качестве доказательства своей правоты на таких больших режиссеров, как Тарантино и Бертон, выросших на мусоре. Да, из этого сора выросли первые короткометражки Тима Бертона - "Винсент" (1982) и "Франкенвини" (1984). А из них вырос первый в его жизни скандал, причем по прихоти судьбы он тоже был связан со студией Disney. Режиссер начинал свой творческий путь, работая рядовым аниматором на главной фабрике детских грез. И ненавидел и эту работу, и эту фабрику, и эти грезы. Молодые годы, отданные "Диснею", позже он сравнит со службой в армии - с ее отупляющей дисциплиной и дедовщиной. Студия задумала вырастить гения в своих стенах и дала Бертону возможность сделать "Франкенвини" - саркастический парафраз знаменитого "Франкенштейна" про воскрешенную мальчиком погибшую собачку, наводящую ужас на всю округу. На тестовых просмотрах дети плакали от страха, и автора этого меланхоличного издевательства выперли со студии как бесперспективного работника.

На свободу он вышел с чистой совестью и открытым сердцем. Благодаря этому довольно быстро нашел единомышленников, с которыми работает по сей день, - композитора Дэнни Элфмана и своего экранного альтер эго Джонни Деппа. Немного, но на бертоновский век хватит. Женщины тут, конечно, особая статья: с одной долго не продержаться. Короткий брак с известным фотографом Леной Гисеке сменился долгим романом с моделью-танцовщицей-художницей-актрисой Лизой Мэри, ставшей музой режиссера. Она играла в его фильмах "Эд Вуд", "Марс атакует!", "Сонная Лощина". Но на "Планете обезьян" у Бертона произошла смена партнерши. Теперь его муза и мать его детей - актриса Хелена Бонэм-Картер, прекрасно вписавшаяся в узкий круг единомышленников.

 

Обсуждение закрыто

Видео рубрики «Театр / Кино»

ТОП-5 материалов раздела за месяц

ТОП-10 материалов сайта за месяц

Вход на сайт