Старая добрая сказка "Золушка" 1947 года выпуска заиграет новыми красками 1 января на первом канале Фото: Первый канал (ИТАР-ТАСС) Черно-белая советская киноклассика обретает цветную жизнь. Хватит ли для нее пороху в пороховницах телевизионных рейтингов?

Первого января классическую советскую "Золушку" ждет второе рождение: черно­-белая сказка предстанет в цвете в эфире Первого канала. Подобное произошло уже с культовыми "Семнадцатью мгновениями весны" и "В бой идут одни старики". На подходе, как утверждают знатоки, целый пакет классики, еще только ожидающей колоризации: "Волга-Волга", "Подкидыш" и "Веселые ребята". Говорят, новыми красками заиграет даже "Андрей Рублев" Тарковского. Насколько хватит пороху в рейтинговых пороховницах?

Откуда краски растут

Идея раскрасить "Золушку" возникла еще десять лет назад. Говорят, что облечь в цвет самую знаменитую советскую киносказку предложил гендиректор Первого канала Константин Эрнст. И это была не маниловщина, а вполне просчитанный бизнес-проект. Сверх­идея такова: колоризованная копия будет держать рейтинг крепче, нежели черно-белый оригинал. Проект вызвал интерес и у рекламодателей. Тем более что перед глазами давно маячил голливудский пример.  Согласно опросам 61 процент американских респондентов предпочитает именно колоризованные версии классических черно-белых хитов. "Мы не гробим великие фильмы, а делаем их лучше. В наших силах заставить бриллианты переливаться всеми цветами радуги", - каламбурит исполнительный вице-президент Turner Broadcasting System Джек Петрик. Сам Тед Тернер назначил Петрика главным по колоризации фильмотеки принадлежащей ему медиаимперии.

Идея боссов Первого канала полностью совпала с изначальной авторской концепцией режиссеров "Золушки" Надежды Кошеверовой и Михаила Шапиро. Худрук колоризационного проекта (объединение "Крупный план") Эльдар Рязанов рассказал: "Золушку" и задумывали снять в цвете. А поскольку цветная пленка была большим дефицитом, ее отдали другому фильму". Так что "Золушка" по умолчанию стала кандидатом номер один на расцвечивание. Проект был амбициозный, а потому нашлись и скептики. Но победили оптимисты, приводя в качестве примера "Иронию судьбы. Продолжение". Тогда тоже было немало сомневающихся: дескать, по плечу ли Первому замахнуться на главный новогодний фильм Советского Союза? Оказалось, по плечу. Теперь надо было выбрать время показа "Золушки". И тут сомнений не было - в разгар новогодних каникул. Все самые лучшие тайм-слоты - детям.

Однако в процессе раскрашивания "Золушки" возникли трудности. Ведь технология, созданная в США, была под стать семейному блюду, рецепт которого передается из поколения в поколение. Технологию раскрашивания фильмов там берегли словно зеницу ока. А потому нашим телевизионщикам, задумавшим приобрести соответствующую технику колоризации, американцы вежливо отказали: дескать, данная матрица используется только в оборонке - для расцвечивания снимков космической программы "Аполлон". Гриф секретности был снят только несколько лет назад.

Опробовать компьютерную палитру решили сначала на чем­-нибудь "менее волшебном". В результате в эфире появилась цветная копия ленты Леонида Быкова "В бой идут одни старики". Несмотря на то что технология раскраски была отработана еще не идеально, рейтинг цветных "Стариков" дал результат в 11,9 процента. Для сравнения: в своей черно-­белой ипостаси в 2008 году картина добилась цифры в 8,32 процента. При этом практически параллельно на второй кнопке демонстрировались цветные "Семнадцать мгновений весны". И тут результат был впечатляющий - 7 процентов. В 2005 году черно­-белый Штирлиц собрал всего 2,1 процента. Короче говоря, рейтинговый потенциал затеи оказался налицо. Дело осталось за малым: сделать качественный цветной вариант "Золушки" и убедить культурную общественность в том, что колоризация не гноит древо просвещения, а лишь удобряет его.

Дело техники

Однако легко сказать: "Раскрасьте". Для начала старую пленку нужно отреставрировать. Исходник, который был заряжен в камеру оператора, размачивали в специальном растворе, чтобы устранить искажения геометрии кадра. Затем пленку сканировали. Полученный цифровой оригинал подвергали детальной реставрации: убирали царапины, отпечатки пальцев, достраивали полуразрушенные кадры. Затем оцифрованную ленту разбивали на сцены. В каждой из них тщательно раскрашивали на компьютере контрольный кадр. Остальные программа докрашивала по образу и подобию. Далее начиналась скучная и кропотливая рутина: каждый кадр (а их бывает несколько сотен тысяч) отсматривали спецы, отвечающие за то, чтобы цвет не выливался за границы окрашиваемого объекта. На все про все ушли месяцы и... колоссальные деньги. По словам Александра Любимова, ставшего идейным вдохновителем колоризации Штирлица для канала "Россия", за минуту расцвеченного материала пришлось выложить 1500-3000 долларов. А речь шла о 12 фильмо-часах. По самым скромным подсчетам процесс встал в полтора миллиона долларов.

В свою очередь "Золушка", колоризованная на американской студии Legend Films, обошлась более чем в миллион. При том что черновой hand made (нудный просмотр и коррекция 180 тысячи кадров) заказывался в Индии: услуги тамошних компьютерных гуру не в пример дешевле российских. Именно поэтому западные компании обязательно пользуются недорогим индийским или китайским аутсорсингом. Правда, не обошлось без потерь. Отвечающая на проекте за исторические изыскания Анна Танкеева рассказала "Итогам", что американские специалисты взялись самостоятельно раскрасить лица персонажей: "В итоге мы получили кадры, на которых принц предстает в образе загорелого голливудского красавца". Пришлось все переделывать - в сценарии персонаж был заявлен как "юноша бледный".

Реставрацию осуществляли наши специалисты. Работа оказалась трудоемкой. Главная проблема была в том, чтобы определить цвет глаз исполнительницы главной роли Янины Жеймо - актриса не снялась ни в одном цветном фильме: пришлось опрашивать ее наследников. В 90-е из костюмерных "Ленфильма" пропали и наряды вместе с непригодными для ношения хрустальными (из пластмассы) туфельками. Да и макет королевства, сделанный для фильма художником Николаем Акимовым, оказался утерян. Благо в художественных альбомах Акимова обнаружились цветные эскизы. В итоге "Золушка" действительно заиграла новыми красками - карета и платье не превратились в тыкву и лохмотья, а прибавили в лоске. Трогательная юная девушка в исполнении 37-летней Жеймо предстала настоящей гламурной штучкой. Декорации Акимова стали походить на итальянские фрески эпохи Возрождения.

Достучаться до сердец

Осталось достучаться до сердец высоколобой отечественной кинематографической богемы. Ведь в тех же Штатах самые прогрессивные деятели культуры высказывались против колоризации - опыт переговоров с культурной элитой там был не самым удачным.

Колоризационный бум случился в США в конце 80-х - начале 90-х, когда в условиях огромного рыночного предложения цены упали до 180 тысяч долларов за полнометражную ленту. Тогда раскрасили десятки картин. Но скандал вызвала лишь раскрашенная "Касабланка". Главный американский кинокритик Роджер Эберт заявил после просмотра цветной версии 1987 года: "Люди, которым нравятся колоризованные картины, элементарно лишены вкуса". Колоризаторов тут же окрестили "колонизаторами", Вуди Аллен назвал процесс "извращением" и призвал бойкотировать показы. Дошло до того, что Конгресс США выпустил нормативный акт о сохранении национального кинематографического наследия. С тех пор производителей кассет с расцвеченными версиями обязали клеить на обложки стикеры, предупреждающие, что покупатель имеет дело с переработанной копией оригинала. Постепенно шумиха улеглась. Этот тренд изжил себя, как, например, стереоскопическое кино. Ушел, чтобы в своей более совершенной ипостаси возродиться в России.

"Как только немое кино начало достигать высот, пришел звук и это искусство было загублено, - говорит режиссер Алексей Герман-старший. - Затем - цвет, и буржуи отбросили назад черно-белое кино, в котором достигались вершины мастерства. Теперь решили перекрасить наши фильмы. Я был знаком с Леонидом Быковым и думаю, он в гробу перевернулся, узнав о том, что сделали со "Стариками". И не стоит думать, будто это одинокий голос человека, лучшие свои картины - "Мой друг Иван Лапшин", "Хрусталев, машину!" - снимавшего в сепии или вовсе в монохроме. Германа активно поддержали коллеги по цеху. Звучали и обвинения иного порядка. "...Случай с "Семнадцатью мгновениями" наглядно показывает, что кинематограф у нас считается второсортным, обслуживающим родом искусства. И это меня очень печалит", - посетовал "Итогам" режиссер Сергей Урсуляк. А вот историки кино, как ни странно, выступили за колоризацию. Так, культуролог Кирилл Разлогов уверен: "Монохром воспринимается как музейная реликвия. А музей в наше время - вещь элитарная, неинтересная широкой аудитории". Ему вторит историк кино Владимир Дмитриев: "Главное - расцвечивая фильм, не стремиться улучшить оригинал. Но ничего плохого я в этом процессе не вижу".

После премьеры цветных "Семнадцати мгновений" и "В бой идут одни старики" ЖЖ буквально взорвался. Общее мнение выражалось высказываниями - от сдержанного "Смотрел - плевался" до емкого "Бугога!!!". Там же встретилась, пожалуй, и ключевая фраза спора, примирившая колорофилов и колорофобов. Как написала в своем дневнике некая юная девица: "Цветного "Штирлица" и "Стариков" не смотрела - мне и черно-белые как-то никак".

Оно и понятно: классика является такой лишь в сознании определенных поколений. Это не коллективное бессознательное отдельно взятой нации, а память конкретных людей, ностальгирующих по знакомой им эпохе и ее атрибутам. И сегодня в творческих курилках обсуждается главный вопрос: не сдуются ли высокие рейтинги колорированных лент с вступлением в активный зрительский возраст поколения нулевых? Поживем - увидим...

 

Обсуждение закрыто

Видео рубрики «Театр / Кино»

ТОП-5 материалов раздела за месяц

ТОП-10 материалов сайта за месяц

Вход на сайт