Слыхали ль вы, как поют кубанские казаки? А как поют кубанские казаки из…Парижа?

Нет, речь не идет о казаках, ушедших с Белой армией на Запад и осевших в Париже. Те, кто недавно был на концерте в Нигулисте, уже догадались: я имею в виду ансамбль казаков «Кубань», или Les Grandes Voix Casaques «Kouban». Их выступления с громадным успехом прошли в Таллинне, Йыхви, Пярну и Тарту.


Это был не обыкновенный концерт, а скорее, концерт-действо. Пятеро бравых молодцев так артистично и по-театральному ярко исполняли русские и украинские песни, так легко и весело общались с публикой, так виртуозно выстроили программу – от православных духовных песнопений, звучавших словно молитва в храме, к старинной казачьей песне «Из-за леса» и знаменитой шаляпинской «Легенде о 12 разбойниках», что публика, до отказа заполнившая зал Нигулисте, долго не хотела отпускать артистов. Удивительное мастерство, красота многоголосного пения, мощь и тембральное богатство их голосов – от контртенора до баса-профундо, никого не могли оставить равнодушными. Зал буквально замирал, когда солировал бас Валерий Друговской – такого объемного, глубокого голоса широчайшего диапазона с бархатным нижним регистром давно не приходилось слышать. Такой певец был бы украшением любого оперного театра. А когда во втором отделении артисты вышли с музыкальными инструментами – баяном, балалайкой-контрабасом, трещоткой, – оказалось, что они не только превосходные певцы, но и разносторонние музыканты. Под конец зал уже дружно хором напевал «Калинку» и «Подмосковные вечера» – казакам из Парижа удалось зажечь нашу северную публику.
Так кто же они, эти удалые молодцы и хлопцы? И почему называют себя казаками?

От врача до солиста оперы

Знакомьтесь: тенор Андрей Кикена – художественный руководитель, отец-основатель и душа ансамбля, автор ряда обработок казачьих песен и – по совместительству – ведущий концертов. Окончил Киевскую консерваторию по специальности «дирижер-хормейстер» и какое-то время работал дирижером хора Киевской музыкальной академии.

Тенор Владимир Емец, он же баянист. После окончания Житомирского музыкального училища по классу баяна поступил в Киевский Институт культуры, который закончил по специальности «дирижер-хормейстер», а затем – Львовскую консерваторию, но уже как вокалист. Работал солистом в оперных театрах Львова, Донецка и Кракова.

Бас-баритон Валерий Друговской, в прошлом врач, успешно сочетавший учебу в Московском медицинском институте с занятиями в Хоре молодежи и студентов п/у Тевлина. После нескольких лет службы на медицинском поприще решил полностью посвятить себя музыке. Был солистом Украинской Национальной оперы, пел на сценах Opera Bastille, Theatre du Chatelet, Theatre des Champs Elyseees и др. С недавнего времени связан контрактом с Белорусским театром оперы и балета.

Баритон Владимир Шпинев, певец и музыкант, играющий на балалайке-контрабасе и иногда пускающийся в пляс. Воспитанник Киевской музыкальной академии, лауреат первой премии конкурса хормейстеров на Украине.

Контртенор Леван Мехатуришвили, обладатель редкого голоса, воспитанник Тбилисской консерватории, в прошлом солист Тбилиского театра оперы и балета. Будучи с театром на гастролях в Париже, познакомился с француженкой, женился и уже восемь лет живет во Франции и имеет гражданство. Сравнительно не так давно в коллективе.

Все артисты ансамбля в разные годы и разными путями оказались во Франции. Судьба каждого из них заслуживает отдельного рассказа. Она интересна и поучительна, как, впрочем, судьба каждого человека, оказавшегося в эпоху перемен на чужбине и сумевшего найти себя в другой стране, в другой культуре.

Вот, например, вкратце история Владимира Емеца: «Мои первые годы работы после окончания консерватории во Львовском и затем в Донецком оперных театрах пришлись на период перестройки, когда в стране все стало разваливаться. Театры закрывались на ремонт, работы не было. Первый зарубежный контракт у меня был в Югославии, городе Нови Сад. Я собрал документы, вещи, сел в машину и поехал. Когда я подъезжал к Венгрии, началась война в Югославии. Я развернулся и поехал в Чехию, затем в Венгрию, прошел прослушивание в театре, но в конечном итоге был принят в Краковский оперный театр. Однажды я вместе с театром был на гастролях в Испании. Наш путь обратно в Польшу лежал через Францию. Я подумал: «Надо заехать в Париж, посмотреть прекрасный город». Заехал – да так и остался. Уже шестнадцатый год живу в Париже, теперь вместе с женой. Первые два года было очень трудно: я ни слова не знал по-французски и раз в полгода ездил домой. А когда понял, что это возможно – выучить язык на уровне, необходимом для общения и работы, и этот вопрос был решен, многое изменилось. Я понял, что я могу принять Францию, поскольку Франция принимает меня. С Андреем Кикеной мы работаем вместе двенадцать лет, еще до того, как он решил создать свой ансамбль. Так что мы, можно сказать, старожилы этого коллектива».

Стратегический выбор

Ансамбль, которому было дано весьма красноречивое название Les Grandes Voix Cosaques. Ensemble Kouban («Большие казачьи голоса. Ансамбль «Кубань»), существует больше десяти лет, и за это время артисты дали 800-900 концертов, главным образом во Франции. Выступали они также в Англии, Германии, Бельгии, Италии, Швейцарии. Группа – участник многих фестивалей, и, по словам Андрея Кикены, они всегда ощущают очень теплый прием со стороны французской публики, которая обожает русскую культуру. Следующий, 2010 год объявлен годом русской культуры во Франции, поэтому им придется работать еще больше, готовить новые программы. Сейчас в репертуаре ансамбля пять программ: рождественская, фольклорная, казачья, литургическая и смешанная, которую музыканты и привезли в Эстонию.

Свой выбор названия ансамбля – «Кубань» – его руководитель Андрей Кикена называет «стратегическим». «Это позволяет нам представлять и русскую, и украинскую культуру, ведь на Кубани до сих пор существуют как русский фольклор, так и украинский. Кроме того, исторически кубанские казаки на 90 процентов состояли из запорожских казаков. А у большинства из нас в коллективе – и у меня, и у Володи с Валерой – есть казачьи корни, у кого-то запорожские, а у кого-то забайкальские, сибирские или донские».

Одно из направлений их работы – поиск забытых старых казачьих песен и их аранжировка, которой в основном занимается Андрей Кикена: он расписывает песню на голоса, но в процессе работы каждый вносит что-то свое. Состав группы может немного меняться: кто-то получает ангажемент в оперный театр и решает полностью посвятить себя этому жанру. Не так давно коллектив покинули двое артистов: один уехал работать в Дюссельдорф, другой – в Петрозаводск. «Если человек уходит потому, что опера ему ближе, мы это только приветствуем. Это говорит о высоком уровне нашего коллектива, – говорит Андрей Кикена. – Вот Валерий Павлович приехал в Эстонию не из Парижа, а из Минска, потому что его пригласил оперный театр. Но в душе я надеюсь, что он не захочет там долго оставаться и его потянет, как мы говорим, на «парижчину» и в родной коллектив».

Фото: Сергей Трофимов
Великолепная пятерка из Парижа – Владимир Шпинев, Валерий Друговской, Андрей Кикена, Владимир Емец и Леван Мехатуришвили.

 

Обсуждение закрыто

Видео рубрики «Театр / Кино»

ТОП-5 материалов раздела за месяц

ТОП-10 материалов сайта за месяц

Вход на сайт