На двадцатом году жизни "Кинотавр" из благотворительно-увеселительного мероприятия превратился в площадку, с которой кино стартует в прокат

Кино началось еще в самолете. Один известный режиссер, разложив на коленях портативный DVD-плеер, наслаждался... просмотром картины, представленной в конкурсной программе 20-го "Кинотавра". Экран проигрывателя был так невелик, что держать его приходилось на расстоянии нескольких сантиметров от лица. "Чего ты над собой издеваешься? - изумился сосед. - В Сочи насмотришься". "Там до показов надо еще дожить", - мрачно констатировал умудренный фестивалями режиссер и продолжил мучить себя прекрасным.

И впрямь, в предыдущие годы Открытый Российский кинофестиваль "Кинотавр" помимо важнейшего из искусств традиционно сулил гостям такое количество самых разнообразных удовольствий, что до главной просмотровой площадки - Зимнего театра - доходил не каждый. И это несмотря на близкое соседство кинотеатра с прославленным сочинским отелем "Жемчужина" - сердцем "Кинотавра", где обитают звездные и не очень гости. Но в этот раз кризис внес коррективы: бюджет смотра подвергся довольно жесткому секвестрированию. В 2008 году на проведение фестиваля было потрачено 5,5 миллиона долларов. Нынешний был призван уложиться в 3,5 миллиона. Финансирование большей частью осуществлялось из средств председателя попечительского совета "Кинотавра" Александра Роднянского. Впрочем, государственных денег всегда было относительно немного, от 8 до 10 процентов общих затрат. Если в 2008 году из казны "Кинотавру" выделили 10 миллионов рублей, то на сей раз всего 5. Тремя миллионами рублей по традиции помогал Краснодарский край. Сейчас эта сумма скорректирована до полутора миллионов. Главный удар кризис, естественно, нанес по развлекательной программе. "Если в предыдущие годы на разных площадках фестиваля одновременно проходило 3-4 культурных проекта, то теперь - один", - признался "Итогам" Александр Роднянский.

Тем не менее открытие было обставлено с помпой. На звездной дорожке, которую здесь устилают не красным, а синим ковром (чтобы не быть похожими на остальные фестивали), щеголяли живые легенды отечественного кино. На самой церемонии выступала группа "ЧайФ".

В этом году специальные призы "Кинотавра" были присуждены Марку Рудинштейну и Олегу Янковскому. Отец-основатель форума Марк Рудинштейн забрал свою награду и приз за друга, попросив у зала минуту тишины в память о великом актере и бессменном президенте "Кинотавра".

После торжественной части последовал банкет, плавно перетекший в трудовые киношные будни. По общему мнению, кризис даже благоприятно сказался на атмосфере форума. "Если раньше обстановка здесь была более вальяжной, то теперь все очень по-деловому - залы полные. Даже на "Коротком метре", - рассказал "Итогам" гость фестиваля режиссер Владимир Хотиненко. Кинотеатр и впрямь ломился на каждом показе, причем заполняли его не только критики, но и именитые гости - актеры и режиссеры, пришедшие посмотреть работы коллег. Вторил Хотиненко и Рудинштейн: "Раньше "Кинотавр" носил во многом благотворительный характер. В условиях, когда кино не производилось, надо было создать некое дискуссионное поле, где, собравшись вместе, кинематографисты могли бы обсудить проблемы отрасли и найти варианты их решения. Сейчас, конечно, здесь больше прагматизма. "Кинотавр" - это площадка, с которой кино стартует в прокат". Однако, по мнению отца-основателя форума, первый фестиваль и нынешний, двадцатый, схожи в одном - в интересе к новаторскому кино.

Главная черта нынешнего "Кинотавра" - это арт-хаус от молодых режиссеров. Владимир Хотиненко пошутил по поводу программы "Кинотавра-2009", что, мол, "старикам здесь не место". К слову, сам он признался, что, вопреки слухам, не отказывался представить свой новый фильм в Сочи, просто катастрофически не успевал с картиной по срокам. Из 12 фильмов, заявленных в конкурсную программу, лишь два сняты уже признанными мастерами: диковатая, но очень симпатичная комедия Ивана Дыховичного "Европа - Азия" с Татьяной Лазаревой в главной роли и тяжеловесная драма Сергея Снежкина "Похороните меня за плинтусом" по одноименной повести Павла Санаева. Остальные 10 работ вышли с монтажных столов если не дебютантов, то режиссеров, находящихся в процессе некоего поиска своего киноязыка: наиболее сильные из них - новаторский фильм-текст Ивана Вырыпаева "Кислород", в основе которого лежит нашумевшая в свое время одноименная пьеса. Классическая драма Андрея Прошкина "Миннесота" по сценарию Александра Миндадзе. Жесткая статичная картина Николая Хомерики "Сказка про темноту". И "Бубен, барабан" Алексея Мизгирева с Натальей Негодой в главной роли.

После тяжелого и непроглядного арт-хауса можно было развеяться на площади перед Зимним театром: ежевечерне здесь при аншлаге крутили вполне себе зрительское кино - "Стиляги", "Обитаемый остров", "Любовь-морковь 2", "Горячие новости". Либо разойтись по вечеринкам-презентациям, которые устраивали участники кинорынка. Однако и здесь гостей одолевали тяжелые мысли: все обсуждали будущее "Кинотавра". Ведь, по слухам, гостинице "Жемчужина" осталось стоять совсем недолго, ее, мол, собираются сносить.

Создатели картины "Европа - Азия" в один из дней решили перебить мрачный настрой гостей. Актер Артур Ваха, которого знают преимущественно по брутальным ролям, на пляже примерил на себя образ доброго волшебника. Вместе со всеми желающими он запускал в небо привезенные из Питера "небесные фонарики" - небольшие воздушные шары из папиросной бумаги с портативной горелкой. К нему присоединились зеваки с пляжа, а также Татьяна Лазарева и звезда "Обитаемого острова" Юлия Снигирь. Шарики взмывали в небо, плыли над "Жемчужиной", которую, как выяснили "Итоги", на самом деле никто сносить и не собирается. В следующем году "Кинотавр" состоится снова на том же, только отремонтированном месте, примерно в то же время. Show must go on.

 

Обсуждение закрыто

Видео рубрики «Театр / Кино»

ТОП-5 материалов раздела за месяц

ТОП-10 материалов сайта за месяц

Вход на сайт