Тема монархов в отечественном кино развивалась довольно специфическим образом. До революции что-либо монументальное снять не успели, а после, по понятным причинам, не хотели.
Постепенно отношение к данному вопросу стало меняться. Фильмы о царях СССР снимали редко, но метко – почти каждая сразу попадала в золотой фонд отечественного кино.
А вот постсоветский период ситуация стала обратной – образы русских монархов в фильмах и сериалах мелькают гораздо чаще, но назвать эти картины шедеврами не поворачивается язык.
«Петр Первый», 1938 год
Фильм режиссера Владимира Петрова по роману Алексея Толстого стал настоящим прорывом. Мало того, что главным героем картины стал царь, так еще и показан он исключительно с положительной стороны, в отличие от романа Толстого, где писатель все-таки изобразил своего героя не таким однозначным.
Сыгранный Николаем Симоновым Петр Первый трудится на благо Отчизны, как раб на галерах, и ради нее готов пожертвовать даже родным сыном. Петров, Симонов, и сыгравший Александра Меншикова Михаил Жаров были удостоены Сталинской премии I степени.
На Западе картина вызвала нешуточный переполох – в положительном образе Петра Великого увидели возрождение имперских амбиций. Как видите, ничего не меняется: десятилетия проходят, а претензии к нам все те же.
«Александр Невский», 1938 год
Многие до сих пор уверены, что эта великая картина была снята в 1942 году, к 700-летию битвы на Чудском озере. На самом деле фильм режиссера Сергея Эйзенштейна вышел на экраны в 1938 году.
Картина сразу имела широкий зрительский успех, но в 1941 году обрела второе дыхание. Она стала настоящим агитплакатом, зовущим в бой с врагом. Тем более актуальны параллели были из-за того, что князь Александр сражался с немцами, как и Красная Армия.
Замечательный актерский состав, прекрасная музыка, и блистательная игра Николая Черкасова в роли Александра Ярославича.
С того момента и по сию пору образ Александра Невского твердо ассоциируется у народа с образом актера Черкасова. Говорит о том, что образ этот положительный, не приходится – благодаря фильму, сложилось твердое убеждение, что Александр Ярославич – это один из выдающихся русских полководцев, наряду с Суворовым, Кутузовым и Жуковым.
«Иван Грозный», 1945 - 1958 годы
В отличие от «Александра Невского», эта картина Сергея Эйзенштейна не получила столь теплого приема. Точнее, первая часть, где царь был представлен в роли борца за единство страны против реакционного боярства, была встречена с одобрением, и удостоена Сталинской премии I степени.
А вот вторая часть, где царь, окруженный опричниками, был показан как стареющий маниакально подозрительный диктатор, получила негативный отзыв на уровне Политбюро: «Режиссёр С. Эйзенштейн во второй серии фильма «Иван Грозный» обнаружил невежество в изображении исторических фактов, представив прогрессивное войско опричников Ивана Грозного в виде шайки дегенератов, наподобие американского Ку-Клукс-Клана, а Ивана Грозного, человека с сильной волей и характером — слабохарактерным и безвольным, чем-то вроде Гамлета».Для Эйзенштейна, признавшего критику справедливой, это испытание оказалось слишком серьезным – он умер от сердечного приступа, так и не завершив картину. Окончательный вариант второй части появился на экранах лишь в 1958 году.
«Агония», 1974 год
Фильм, задумывавшийся изначально как комедия-фарс о Григории Распутине, в итоге получился первым реалистичным и подробным рассказом о последнем русском императоре и его окружении в советском кинематографе.
Картина снималась очень трудно – ее выход планировался в 1967 году, а в реальности она была закончена на семь лет позже.
Сегодня ревнители царской святости подняли бы скандал, но тогда еще можно было говорить об истории, не упираясь лбом в вопрос канонизации.
Лучшей ролью, конечно, стала работа Алексея Петренко, сыгравшего, «святого старца» Распутина – манипулятора, умевшего подчинять себе людей и буквально гипнотизировать их своими псевдохристианскими рассуждениями.Анатолий Ромашин правдоподобно показал Николая II в 1916 году как человека, теряющего нити государственного управления, находящегося под огромным влиянием супруги и уверенно ведущего страну к катастрофе.
Велта Лине, сыгравшая императрицу, также точно попала в образ, известный по воспоминаниям – нервная, раздражительная, давящая на мужа Александра Федоровна слепо доверяет Распутину во всем, не желая видеть, что за человек на самом деле перед ней.
Парадокс в том, что советские идеологи разглядели в «Агонии» некую крамолу, она легла на полку и вышла на экраны лишь в 1985 году.
«Царская охота», 1990 год
В отличие от Петра Первого, Екатерина Вторая в советском кинематографе появлялась лишь эпизодически. Во-первых, мешал положительный образ Емельяна Пугачева, закрепившийся в советской историографии – императрица могла на этом фоне оцениваться только негативно. Во-вторых, было не очень понятно, что делать с личной жизнью Екатерины – в СССР, как известно, секса не было.
В 1990 году режиссер Виталий Мельников рассказал о Екатерине Великой на фоне истории, связанной с самозванкой княжной Таракановой. Картина предстает как поединок двух женщин – Екатерины, которую играет Светлана Крючкова, и княжны Таракановой в исполнении Анны Самохиной. Дамы сражаются не только за власть, но и за мужчину – графа Алексея Орлова, которого сыграл один из секс-символов советского кино Николай Еременко-младший.Увы, в 1990 году советский зритель еще не пресытился «клубничкой», потому его больше исторических моментов интересовала постельная сцена между Самохиной и Еременко. Да им, откровенно говоря, показать подлинный образ Екатерины в предложенных рамках было совершенно нереалистично.
«Цареубийца», 1991 год
Тема монархов советском кино было завершена картиной Карена Шахназарова «Цареубийца». Эта психологическая драма с элементами мистики рассказывает о последних днях императора Николая II и его семьи, а также об их расстреле. Повествование ведется от имени самого Николая, и от имени его убийцы – Якова Юровского.
Олег Янковский, сыгравший императора, и Мальком Макдауэлл в роли Юровского, справились на «отлично». Оба главных героя, словно подводя итог своей жизни в образах психически больного и врача в конце XX века, пытаются понять, почему жизнь свела их в подвале дома Ипатьева.
Не исключено, что Николай II в исполнении Янковского – это последний адекватный образ русского императора в отечественном кино на многие десятилетия вперед.
«Романовы. Венценосная семья», 2000 год
Этот фильм Глеба Панфилова стоит упомянуть только ради того, чтобы показать, в каком направлении двинулся постсоветский кинематограф по данной тематике.
Картина со слоганом «История семьи… История любви… История России» пролила на последние полтора года жизни семьи последнего русского императора такое количество елея, что диву даешься – с чего бы это в России приключилась революция, и как у русского народа поднялась рука на этих замечательных людей.Претензий к актеру Александру Галибину, сыгравшему Николая, нет и быть не может – он сыграл то, что ему предложили.
Если борцы с фильмом «Матильда» хотят посмотреть то, что их устроит в полной мере, им стоит вспомнить о картине «Романовы. Венценосная семья».