Автор фото: ГЕННАДИЙ АВРАМЕНКОЕще один “Золотой орел” пролетел. Следовательно, скоро “Ника”. Интригу русскому “Оскару” обеспечил фильм “Адмирал”, проходивший по семи номинациям и тем самым вроде бы обреченный на лидерство. Для сравнения: у победившего “Дикого поля” их было всего четыре. Надо ли говорить, что итоговые результаты удивили многих?

Пока в ходе церемонии “Адмирал” уверенно брал призы — за звук, костюмы, операторскую работу, — на память то и дело приходили слова из “Чапаева”, сказанные про атаку каппелевцев: “Красиво идут!” Вполне ожидаемым оказалось и вручение “Орла” Константину Хабенскому за лучшую мужскую роль в кино.  Хотя, если вдуматься, награду Хабенский получил скорее по “совокупности заслуг”. Колчак далеко не лучшая его работа — по причине отсутствия внятной драматургии. Поэтому особенно приятно, что награду за лучший сценарий получило все же “Дикое поле” за безусловно мощную работу Петра Луцика и Алексея Саморядова (они, увы, награждены посмертно). Среди актрис лидировала Ксения Раппопорт, взявшая двух “Орлов” — за лучшую женскую роль в кино (“Юрьев день”) и в сериале (“Ликвидация”). Притом что конкурировала она с такими сильными актрисами, как Чулпан Хаматова (“Бумажный солдат”) и Дарья Мороз (“Живи и помни”), ее победа была абсолютно предсказуемой.

К финалу действа, когда речь пошла о главном — лучшем режиссере и лучшем фильме, — предсказуемого становилось все меньше. Любопытно, что “Орел” полностью проигнорировал “Бумажного солдата”, который был выдвинут аж по шести номинациям. Месяц назад на вручении “Белого слона” Алексей Герман-младший позволил себе заметить: “Главными национальными премиями я считаю “Белого слона” и “Нику”. Впрочем, едва ли “Орел” мелочно мстил за этот выпад. Скорее академикам не по нраву “холодный блеск ума”, отличающий авторскую манеру Германа-юниора. А вот теплота с привкусом горькой иронии, свойственная режиссуре Карена Шахназарова, по-видимому, оказалась ближе. Так что “Золотой орел” в номинации “Лучший режиссер” достался его картине “Исчезнувшая империя”.

Лучшим фильмом года по версии “Золотого орла” не стал сколь правдивый, столь и отвратительный манифест “Все умрут, а я останусь”. Не стал им и лидер проката-2008 “Адмирал”. “Орел” предпочел “Дикое поле”, поддержав мнение критиков, тоже признавших его лучшим фильмом года. Тенденция, однако! Киношная братия дружно голосует за продюсерский подвиг — фильм, заведомо не претендующий на кассу. Назовите его хоть артхаусным, хоть авторским, но это — кино, с величавым спокойствием игнорирующее моду, амбиции и прочую суету.

Так что победа “Дикого поля” в самой главной номинации вкупе со спецпризом ВГИКу (кстати, воспитавшему Карена Шахназарова, Михаила Калатозишвили, Петра Луцика, Алексея Саморядова и всех Михалковых и Кончаловских) стала самым приятным сюрпризом нынешнего “Золотого орла”.

За кулисами осталась обычная для подобного мероприятия суета: журналисты и фотографы набрасывались на победителей со страстью диких зверей. Больше всего досталось приглашенной звезде — несравненной Фэй Данауэй.

Знаменитая актриса, получившая почетного “Орла” за вклад в мировой кинематограф, произнесшая со сцены проникновенную речь во славу российского кино, с ужасом смотрела на обезумевших журналистов, загородивших ей проход в гримерку. Неудивительно, что журналистов игнорировала Ксения Раппопорт и один из самых неожиданных гостей церемонии — Константин Хабенский.

Актер приехал за рулем собственного крупногабаритного автомобиля в сопровождении мамы — Татьяны Геннадьевны. У Константина не оказалось пропуска на машину, но охранники, увидев знакомое лицо, его пропустили. Почти не останавливаясь для фотосессии, актер проследовал в зал. А после церемонии теми же стремительными темпами скрылся сначала в гримерке, а потом за темными стеклами автомобиля.

Слово победителям:

“Лучший режиссер” — Карен Шахназаров:

— Не могу сказать, что ожидал этой награды. Я, конечно, всегда знал, что я неплохой режиссер, но о призах особо не думал. Я просто уже новую картину закончил — экранизацию чеховской “Палаты №6”, поэтому об “Исчезнувшей империи” успел подзабыть.

— Какое место для вас занимает “Золотой орел” среди тех премий, которые вам довелось получать?

— Одно из самых выгодных. “Орел” сейчас действительно очень важная, быть может, самая важная отечественная премия, получать которую очень почетно. Но, если честно, я за Джигарханяна больше радуюсь. Он был достоин этой награды больше, чем кто-либо.

Исполнитель главной роли в фильме “Дикое поле” Олег Долин принимал поздравления за не пришедшего на церемонию Михаила Калатозишвили:

— Я, если честно, не ожидал, что приз отдадут нашему фильму. Мне казалось, “Орла” получит “Адмирал”. Во всяком случае, все к этому шло. Тем ценнее и радостнее для всех нас эта награда.

Подвел итог премии и столетию отечественного кино в целом президент академии Владимир Наумов:

— В целом премией доволен. Из картин, которые были представлены, были выбраны наиболее достойные. Что меня особенно порадовало, так это разнообразие представленных в этом году на суд академиков фильмов. Посудите сами, насколько разными были, например, картины “Все умрут, а я останусь” и “Адмирал”, попавшие в главную номинацию.

— Сегодня “Золотой орел” наградил фильмы юбилейного, сотого года российского кино. Как вы считаете, юбилей удался?

— Что значит — удался? Да это были сто лет лучшего кино в мире! Во времена моей молодости говорили так: есть французское, итальянское и российское кино. У американцев встречались отдельные удачи, но поток был плохой. Думаю, сейчас мало что изменилось.

 

Обсуждение закрыто

Видео рубрики «Театр / Кино»

ТОП-5 материалов раздела за месяц

ТОП-10 материалов сайта за месяц

Вход на сайт