Фото: Владимир Новиков Винтажные костюмы и декорации вновь интригуют зрителей на новой фотовыставке Екатерины Рождественской

Выставка, которую Екатерина Рождественская открыла во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, — шестая персональная экспозиция фотохудожника в Москве. Ее работы, украшавшие страницы журналов «Караван историй» и «Коллекция Караван историй», уже давно уверенно чувствуют себя в столичных выставочных залах.








«Моя новая выставка» включает в себя около 200 фоторабот из популярных проектов «Частная коллекция» и «Мужчина и женщина», а также произведения новых серий — «История белья», «Pin-Up», «Ч/б», «Кинодивы», «Город». Рождественская многое делает впервые: именно ей принадлежит дерзкая идея показать в контексте шедевров мировой живописи представителей современной богемы. Неудивительно, что многие ее представители появились на выставке. Но отнюдь не только они. В двух залах, разделенных коридором, явно не хватало места. На вернисаже были замечены писатели, актеры, политики, известные адвокаты...

Вот, например, Павел Астахов рассказывает: «Мне Катя предложила сняться в образе четырех композиторов. А Римского-Корсакова так я у нее даже выпрашивал, чтобы показывать своим детям: вот таким я буду в старости. Очень характерный образ. Катя дает возможность каждому побывать в той сказке, о которой мы мечтаем с детства». Рассматривая экспозицию, ни на секунду не перестаешь удивляться. Екатерина Гусева выступает здесь героиней афиши XIX века с рекламой кока-колы. Богдан Ступка вдруг оказывается «Дамой с фазанами» (оригинал принадлежит кисти Ильи Машкова). Все время ловишь себя на мысли, что дело не в одном внешнем сходстве. Рождественская играет и с ментальным наполнением своих персонажей, широко применяя аналогии и контрасты. Случайно ли Тутта Ларсен получила роль средневекового монаха? А писатель Эдвард Радзинский, немало творческих исканий посвятивший теме французской революции и ее буревестнику Бомарше, теперь сам предстал в облике своего героя. Эти работы — не пародия, но фантазия с едва заметным оттенком шаржа. Не привычная реалистическая ирония, а характерный для актуального искусства последних десятилетий пастиш.

Рождественская открыла новые возможности портретного жанра. Ведь сам по себе он консервативный, порой даже чопорный. А у Екатерины все поставлено на службу эксперименту. Богемное московское сегодня, как в зеркале, отражается в исторических декорациях. Каждый персонаж ведет свою игру в историческом спектакле. Приметы прошлого акцентированы, насколько это возможно. Но каждая цитата рукотворна и тщательно «вылеплена» фотообъективом из исторических деталей. «Мне казалось невероятным, — призналась писательница Татьяна Устинова, давняя почитательница творчества Рождественской, — из чего художник может сделать модель. Вот я в роли монаха. А еще я была у Кати Солохой, была бандершей 30-х годов. Каждый раз открываешь журнал и как будто прыгаешь в кэрролловскую кроличью нору. Что она сегодня придумала? Немногие знают, как делаются такие фотопортреты. Все собрано из подручных средств». Но что это за подручные средства? Сама Екатерина признается в авторских комментариях: «Я давно коллекционирую винтажную одежду и аксессуары. Ищу их по всему миру. Что-то купила на киевском рынке, что-то в нью-йоркской антикварной лавке, что-то на распродаже, устроенной студией «Мосфильм».

А в результате перед нами гардероб самых разных исторических эпох. Словно нам довелось взглянуть на шкалу времени с высоты птичьего полета. 30-е годы, 40-е, 50-е, 60-е… Певица Глюкоза предстает в стиле 20-х годов — батистовое платье, шляпка из красной соломки, китайский голубой зонтик. Ну просто эпоха нэпа в самом угаре. А Дарья Донцова и вовсе угодила в 1900-е, в самый что ни на есть Серебряный век. Таковы метаморфозы культурной памяти современного человека, которые Екатерина Рождественская мастерски воспроизводит. Есть в составе экспозиции и сравнительно недавние работы. Например, женские платья — коллекция фотоодежды. Кстати, кое-что было продемонстрировано и на подиуме в ходе вечера: дефиле прошло под бурные аплодисменты присутствующих. Очень интересны городские фотопейзажи — карнавальная Малага, таинственная Сиена, уютная заснеженная Москва. Все это новые ответвления прежней концепции, которая постоянно обновляется. У Екатерины появилось немало последователей, копирующих ее приемы. Но мы о них мало знаем по одной простой причине: Рождественская по-прежнему делает это лучше других. В этом можно будет убедиться до 20 декабря.


Обсуждение закрыто

Видео рубрики «Искусство / Выставки / Аукционы»

ТОП-5 материалов раздела за месяц

ТОП-10 материалов сайта за месяц

Вход на сайт