Ушел из жизни Савва Ямщиков
Савва Васильевич Ямщиков - тип русского православного делателя. Вера и дело были в нем неразрывны, кипучая деятельность органично подчинялась главной задаче: возрождению и сбережению уникальной русской культуры, шире - русской цивилизации. Таким был Александр Исаевич Солженицын. Таков был и Савва Васильевич Ямщиков.
Многие ведь как считают? Ходи в церковь, молись - мол, это и есть православие. А все остальное - как Бог даст. Но вера - не бегство от житейской реальности. И она ждет - поступка.
У Саввы Васильевича таким поступком - без громких слов - была вся жизнь. Реставратор, культуролог, публицист - он хорошо знал и любил Россию и, кажется, особенно древний Псков, где еще студентом работал вместе со знаменитым Леонидом Алексеевичем Твороговым, знатоком культуры Древней Руси. Люди моего поколения хорошо помнят выставку ста древних псковских икон, отреставрированных под руководством Ямщикова во Всероссийском реставрационном центре в те далекие годы. Именно она легла в основу псковской музейной экспозиции, одной из самых ярких у нас в стране.
Он имел острый глаз - глаз первооткрывателя. Именно ему принадлежит честь открытия провинциального отечественного портрета рубежа XVIII - XIX веков. Мы знали Боровиковского, Рокотова, Левицкого, а Савва открыл нам замечательное провинциальное портретное письмо - на грани примитива и трогательного ремесла. Сегодня фамильная портретная галерея купцов Суриных кисти Ивана Тарханова, живопись Дмитрия Коренева и Николая Мыльникова, Павла Колендаса, Григория Островского - жемчужины музейных коллекций Поволжья. Их показывали в Третьяковской галерее в прошлом году - кстати, тоже по инициативе Савелия Ямщикова.
После "криминальной революции" начала 90-х годов Савва заболел и на несколько долгих лет ушел с культурного поля. Но в конце концов сумел победить депрессию и снова энергично включился в дело...
Вместе мы отстаивали подмосковное "Абрамцево", где несколько лет назад его новый директор, некий Пентковский, начал бесконтрольную вырубку парка и разогнал уникальное экскурсоводческое бюро. И велика была наша радость, когда несколько месяцев назад - при уже новом министре культуры Авдееве - Пентковского наконец сняли и появилась надежда на возрождение Абрамцевского музея.
У Саввы был мощный общественный темперамент. Именно благодаря ему мы осознали проблему реституций и возвращения ценностей не только как юридическую или экономическую, но и как этическую и общественную. В свое время Хрущев вернул Восточной Германии сокровища Дрезденской галереи, подобно тому, как отдал Крым Украине. Недалекому политику казалось, что и тут и там он просто перекладывает из кармана в карман что дрезденские картины, что крымскую землю. Ведь кремлевский самодур был убежден, что все это - будь то Восточная Германия или Украина - советское навсегда, а потому все у нас "общее". Не то в наши дни. И Савва понимал проблему трофейных ценностей на уровне современности.
Человек редкого бескорыстия, он рассматривал свою деятельность как служение - служение, повторяю, отечественной культуре. Совсем недавно он обращался к президенту по поводу хищной и варварской застройки старого Пскова. Продолжение его делания и будет лучшей памятью о Савелии Ямщикове.
Автор - поэт, эссеист, историк, лауреат премии Александра Солженицына
Материал подготовила Жанна Васильева