Русская икона — сложная система образов и символов, где каждая деталь и цвет имеют значение и скрывают за собой целую историю. Интересные особенности могут рассказать о времени создания иконы, ее художнике и живописной школе. Читайте, что можно узнать, взглянув на икону, если вы новичок в древнерусском искусстве.
Деревянная основа
Иконы, особенно в древности, создавали строго по технологии. Писали их на предварительно высушенных деревянных досках. Чаще всего брали липу, ясень, привозной кипарис. Смолистые породы — ель, сосну — использовали реже, поскольку они требовали сложной подготовки и долгой сушки. Если доски недосушивали, они часто трескались, и из щелей каплями вытекала жидкость, богатая эфирными маслами. К тому же cрез такого дерева мог покрываться смолистой пленкой, которая мешала наносить живописный слой.
Брусок обязательно вырезали из сердцевины бревна, поскольку в этой части древесина меньше деформируется при сушке. Если икона слегка изогнута, скорее всего, мастера взяли другую часть дерева.
Часто использовалась не цельная деревянная основа, а клееная. Бруски соединяли между собой с помощью специального раствора и шлифовали. На иконах с клееным полотном на обратной стороне заметны шпонки — узкие дощечки почти на всю ширину. Их вставляли для того, чтобы части полотна не деформировались и не смещались.
Средневековые мастера укрепляли полотно и другим способом. На лицевой стороне они снимали верхний слой дерева везде, кроме узких полос по периметру. Получалось плоское углубление в центре — ковчег — и рамки по краям. Такая конструкция делала полотно более устойчивым к искривлению. Ковчег выполнял и другие функции. На него наносили основное изображение, поэтому выступающие по краям рамки помогали сохранить лики от царапин. Образ легче было покрывать олифой: средство не вытекало из ковчега. С рамками икона выглядела гармоничнее и создавала ощущение окна в мир святых.
Подготовительный слой
Прежде чем нанести живописный слой, мастера готовили основу. Сначала на дерево крепили паволоку — специальную льняную ткань. Она была редкого ткачества, «жидкая» — для того чтобы через нити просочился следующий слой, левкас.
Левкас изготавливали разными способами, у каждого иконописца был свой рецепт. Но чаще мастера смешивали клеевой раствор и мел. Клей покупали или делали из веществ, напоминающих современный желатин. Для пластичности в него добавляли льняное масло.
Левкас использовали только свежий, поэтому делали его в том объеме, который требовался для полотна. Для первого слоя в состав добавляли больше клея, чем мела, а для второго — наоборот. На старинных иконах в местах сколов можно увидеть белый слой — это и есть левкас.
Часто лики писали без паволоки, но почти никогда — без левкаса. На иконы с тиснениями левкас наносили толстым слоем, а на резные иконы — в несколько тонких.
Живописный слой и оклад
Иконы писали темперным красками, многие мастерские их используют и в наши дни, несмотря на доступность масляных. Дело в том, что темпера почти не темнеет со временем. Ею расписаны саркофаги фараонов Древнего Египта, и эти орнаменты до сих пор сохранили свой цвет.
На Руси краску изготавливали на основе привозных или местных пигментов. Например, голубой получали из греческого лазурита, а рыжевато-желтую охру делали из простой глины и оксидов железа — ржавчины или других соединений. Оттенок охры зависел от пропорций: чем больше оксида железа, тем насыщенней цвет.
Порошковые пигменты разбавляли природными эмульсиями — желтками сырых яиц или целым яйцом. Когда красочный слой высыхал, его поверхность становилась матовой, а если в яичную смесь добавляли немного льняного масла, то наоборот, глянцевой. Иконы, которые мы можем увидеть в наши дни, покрыты прозрачным защитным слоем. Сейчас используют лак, а в древности мастера готовили олифу: в особых условиях варили льняное масло. Затем его наносили поверх основного изображения и на рамки.
Если на лицевой части иконы заметны небольшие отверстия, значит, раньше она была в окладе. Эти отверстия — следы маленьких гвоздиков, которыми тонкие металлические пластины крепили к деревянной основе. Оклад чеканили из меди, латуни, драгоценных металлов. На рамке тиснили растительные орнаменты, а если металл закрывал часть иконы, то тиснение на нем повторяло рисунок на доске. Оклад не только защищал иконы от повреждений, но и был частью композиции — символизировал свет, который исходил от святых.
Мастера и школы
Уже к XIV веку на Руси сформировались несколько иконописных школ: владимиро-суздальская, московская, новгородская, вологодская, позже — палехская, строгановская и другие. Каждая из них обладала своими особенностями. Например, новгородская отличалась чеканным письмом, насыщенной палитрой и крупными элементами, а вологодская, напротив, изящной живописью и слегка осветленной тональностью. Строгановское письмо легко узнать по тщательно прописанным ликам, миниатюрным сценкам в композиции, а также по пейзажным панорамам с реками и оврагами, цветами и животными. Палехские старинные иконы более декоративные, с обилием украшений, чаще в красновато-золотистой гамме.
В разные века школы влияли друг на друга, перенимали некоторые черты. Образовывались художественные подцентры, в которых использовались собственные живописные приемы. В монастырях брались за сложные иконы для церквей, а мастера-крестьяне выбирали простые сюжеты для семейных образков. Выделялись отдельные иконописцы: Феофан Грек и Даниил Черный, Андрей Рублев и Симон Ушаков.
Возраст икон
На иконах можно увидеть и приметы времени. Если лик написан без ковчега, значит, иконе не больше 300 лет, поскольку на плоской поверхности образы начали писать лишь в XVIII веке.
Тогда же появилось фряжское письмо — живопись на манер западноевропейских храмовых росписей. Фигуры святых изображались трехмерными, а пейзаж — реалистичным. А иконы с небом вместо охристого фона начали писать в XVIII–XIX веках. Такие образы следует отличать от голубофонных икон, которые в некоторых школах создавали еще в XVI веке. С XVIII века в иконописи могли использовать масляные краски.
О возрасте раритетов можно судить и по надписям. До XV века мастера использовали устав. Буквы в уставном письме имели угловатые очертания, по пропорциям вписывались в квадрат, а слова сливались в непрерывную строчку.
Выраженные пробелы во фразах можно увидеть на иконах XVII века. С этого времени иконописцы использовали сложную кириллическую вязь с каплевидными элементами букв и обилием надстрочных символов. Этот шрифт используется в иконописи и в наши дни.
Автор: Лидия Туляганова