АиФ.ru вспоминает лучшие материалы ушедшего из жизни фотокорреспондента «Аргументов и Фактов» Владимира Сварцевича.
«От Москвы до Бреста
Нет такого места,
Где бы не скитались мы в пыли.
С Лейкой и блокнотом,
А то и с пулеметом
Сквозь огонь и стужу мы прошли…»
«Песня военных корреспондентов», написанная Константином Симоновым в 1943 году, точно описывает и профессиональную биографию Владимира Сварцевича, хотя он появился на свет через пять лет после окончания Великой Отечественной войны.
Расхожее выражение – «он стал легендой еще при жизни» - в отношении Владимира Савельевича верно как никогда. Сотни фоторепортажей из «горячих точек», их эпицентров техногенных катастроф – миллионы людей видели главные события эпохи такими, как их запечатлел Сварцевич.
Военный фотограф Владимир Сварцевич: «Нужно головой нажимать на кнопку» |
И эти пронзительные рассказы вызывали огромный интерес у читателей.
В июне 1989 года произошла самая масштабная железнодорожная катастрофа в истории СССР - на перегоне Уфа-Челябинск в крушении двух поездов погибли 575 человек, среди которых был 181 ребенок. Владимир Сварцевичу пришлось работать на месте, где люди испарялись в огне.
Военные командировки близко сводили фотокорреспондента Сварцевича с бойцами элитных подразделений спецназа. Однажды он сделал фото прапорщика из отряда «Вымпел» Святослава Захарова – самого молодого на тот момент бойца подразделения. Спустя много лет Владимир Сварцевич смог рассказать историю короткой и героической жизни Святослава Захарова.
31 августа 1986 года Советский Союз пережил кошмарную трагедию – круизный лайнер «Адмирал Нахимов» при выходе из порта Новороссийск столкнулся с сухогрузом «Петр Васев» и затонул в течение нескольких минут. Жертвами трагедии стали 423 человека. Владимир Сварцевич стал одним из немногих фотокорреспондентов, которому разрешили работать на месте катастрофы в первые дни после гибели «Адмирала «Нахимова»
26 апреля 1986 года произошла авария на Чернобыльской АЭС. Масштаб катастрофы в первые дни не был до конца понятен даже специалистам, не говоря уже о простых людях, до которых информация доводилась в крайне урезанном виде. Владимиру Сварцевичу свою работу фотокорреспондента в чернобыльской «зоне отчуждения» приходилось выполнять рядом с первыми «ликвидаторами» - теми, кто, получая огромные дозы радиации, спасал от беды миллионы людей
Теракт в Беслане стал последней боевой командировкой Владимира Сварцевича. «После Беслана я повесил на гвоздь свой фотоаппарат. Я просто «выгорел» тогда», - признавался он в материале, который посвятил своему погибшему в Беслане другу: Герою России, подполковнику группы спецназа «Вымпел» ФСБ России Олегу Ильину.