Современная постиндустриальная экономика открывает все новые сферы в бизнесе, которые совсем недавно невозможно было воспринимать всерьез. В новом тысячелетии стали бурно развиваться фотобанки, превратившиеся в серьезную отрасль, знакомит с которой читателей «МЭ» молодой, но уже довольно известный в Эстонии и за ее пределами фотограф Лев Долгачев.

— Лев, до недавнего времени я знал вас как совладельца фирмы Arvotek, торгующей компьютерным «железом». Как вы вдруг стали фотографом?

— Ну, это вы меня знали как торговца компьютерами, а многие люди в последние годы, наоборот, знали только как фотографа. Очень часто мои зарубежные коллеги или журналисты удивлялись, узнавая, что я кроме фотографии занимаюсь еще каким-то компьютерным бизнесом. Это нормально. В Италии есть один хороший фотограф, Габриэль Ригон. Он по совместительству еще и натовский вертолетчик. Думаю, многие его военные коллеги с удивлением иногда узнают, что Габриэль еще и фотограф.

Просто сейчас вышло так, что мне уже пришлось какую-то одну деятельность делать своей основной: я стал физически не успевать заниматься всем сразу. Фотографом я был года уже где-то с 2003-го, и все это время просто совмещал фотографическую деятельность с компьютерной. Со временем фотография стала занимать все больше места в моей жизни и к началу нынешнего года совсем вытеснила другую профессию.

— Значит ли это, что фотографией вы зарабатываете значительно больше, чем имели в Arvotek?

— Когда я решил полностью сосредоточиться на фотографии, деньги совершенно не были критерием. Для меня и в компьютерном бизнесе была интересна прежде всего самореализация. Когда я понял, что ничего нового я там уже не сделаю, у меня пропала мотивация заниматься этим дальше. Деньги сами по себе никогда не были для меня сильным мотиватором, мне гораздо важнее делать то, что мне интересно, чем работать ради выгоды.

Вообще, как я заметил, тем, кто делает что-то хорошо и последовательно, о заработках беспокоиться не приходится. Эти люди всегда востребованы, так или иначе. Неважно, торгуют они компьютерами или занимаются фотографией.

— Но в фотографию вы пришли не случайно, учились где-то?

— Учился, учусь и еще много буду учиться. Учился на специальных курсах здесь, в Эстонии. Учился частным порядком у очень хороших зарубежных фотографов. Учусь, просто смотря на работы мастеров. В мире масса очень хороших фотографов, у которых есть чему поучиться. Я думаю, для любого специалиста обучение — бесконечный процесс. У меня есть пара знакомых, которым сейчас по 60-70 лет, это очень крепкие профи, которые в те времена, когда меня еще на свете не было, уже снимали очень серьезные вещи. Даже эти люди до сих пор постоянно учатся, открывают для себя что-то новое.

Какого-то формального академического образования по фотографии у меня нет, но где-то в дальних планах что-то такое я держу. Скорее всего, это будет что-то режиссерское или кинооператорское. Мне кажется, через смежные профессии можно гораздо интереснее подойти к собственной, чем «в лоб».

— И все-таки как вы попали в фотобизнес? С чего все началось?

— С момента, когда то, что я делаю в фотографии, стало у меня получаться хорошо и красиво, я решил попробовать предлагать свои работы дизайнерам и массмедиа через фотобанки. И оказалось, что мои работы вполне востребованы рынком, права на их использование охотно раскупают. Мне как фотографу это очень приятно и дает дополнительную мотивацию стараться делать еще более качественные и интересные снимки. С тех пор так и живем с медиарынком. Я развиваюсь и стараюсь, рынку это нравится, и он с удовольствием потребляет то, что я делаю. Основной и главный канал связи между мной и рынком – фотобанки в интернете.

— Что за фотобанки такие?

— Это посредники между фотографами (или иллюстраторами) и дизайнерами. Фотографам есть что предложить, а дизайнеры постоянно находятся в поиске новых качественных изображений, необходимых им для создания рекламы, наполнения журналов, оформления книг, компакт-дисков и т.д. Между ними существуют агентства, которые берут комиссию за посредничество при продаже лицензий на право использования изображений. Вот эти агентства, предлагающие дизайнерам коллекции работ разных авторов, и называют фотобанками. Бизнес-модель не новая, первые фотобанки появились еще в 20-х годах прошлого века. Но в XXI веке все это стало, благодаря интернету, глобальным, и мне не приходится пересылать свои работы почтой на дисках или в виде негативов – я просто загружаю их через Сеть. Это быстро, удобно и просто. А клиентам не приходится работать с каталогами, они покупают материалы прямо на сайтах фотобанков. В результате я могу сегодня сделать фотографию в Таллинне, а завтра с ней уже будет работать дизайнер в Токио, Нью-Йорке или Рио. А может быть, здесь же в Таллинне, при этом не догадываясь, что он купил в канадском, допустим, агентстве работу своего соотечественника.

Подробнее о том, как все это работает, все интересующиеся могут прочитать в моей очень подробной статье «Как работать с фотобанками», которую можно найти по адресу http://dolgachov.com/microstock

— Вы ведете бизнес только через фотобанки или и традиционными способами?

— Нет, традиционные способы, как правило, подразумевают какого-то заказчика и какую-то задачу, которую ставят другие люди. Мне это совершенно неинтересно. У меня всего одна жизнь, и я хочу успеть сделать в фотографии много. Работа с фотобанками дает мне очень важное преимущество – я сам решаю, что и как я снимаю. Если завтра мне захочется снимать аквариумных рыбок, я буду снимать аквариумных рыбок, послезавтра эти фотографии появятся в фотобанках, а еще через день-другой, если я сделаю действительно красивые и качественные фотографии, у них уже будут первые продажи.

Вторая причина, по которой мне интереснее работать с фотобанками — это сама бизнес-модель, при которой я продаю неэксклюзивные права на ограниченное использование своих работ. Попросту говоря, лицензия на использование каждой моей фотографии будет продана ровно столько раз, сколько ее захотят купить. Каждая продажа не накладывает никаких ограничений на дальнейшее лицензирование. Самая простая аналогия – продажа книг или музыки. «Роллинг Стоунз» продадут ровно столько дисков своего нового альбома, сколько их захотят купить люди. Будет хороший альбом – продадут много-много раз. Так и с моими фотографиями. Получилось хорошо – будет продаваться годами.

Можно было бы что-то продавать подобным образом через собственный сайт, но агентства для того и существуют, чтобы привлекать большие аудитории, заниматься маркетингом по-взрослому. Это – их дело. Мое же дело – фотография, а не организация продаж. Для меня в фотографии примарно творчество, и тратить время на построение каких-то собственных каналов продажи лицензий или отпечатков я не хочу – у меня в сутках, как и у всех, всего 24 часа.

— А какие темы наиболее востребованы?

— Востребовано, в первую очередь, то, что сделано качественно, и то, что сделано с душой. Первична не тематика, первичны способности фотографа. Я опять приведу аналогию с музыкой – «Роллинг Стоунз» покупают не потому, что они поют о том или об этом. Главное тут – «как», а не «что». То же самое – в фотобизнесе. Хорошие фотографы всегда востребованы.

Если же говорить о тематике – более всего востребовано счастье, во всех его проявлениях. При прочих равных, фотографию смеющегося ребенка купят больше раз, чем фотографию плачущего. Фотографию счастливого, успешного бизнесмена – больше раз, чем грустного и унылого. Сейчас, наверное, в связи с кризисом унылых тоже будут хорошо брать, но это года на 2-3, а потом опять все вернется на свои места. Счастливые дети, семьи, счастливые люди на отдыхе и на работе. Счастливые животные, в конце концов. Реклама и массмедиа любит использовать позитивные образы.

— Что приносит меньше всего денег?

— То, что сделано без понимания четких ответов на вопросы «почему» и, главное, «зачем». Если фотограф сам не понимает, зачем снял то или это, большинство потенциальных покупателей тоже не очень-то разберутся, где это можно применить. Я видел портфолио авторов, набитые битком совершенно бессмысленными с точки зрения практического применения и никому не интересными в коммерческом плане работами. Уверен, никаких серьезных продаж у таких авторов нет.

— Насколько я понимаю, с фотобанками работает сейчас огромное количество фотографов, включая и профессионалов. Как вы справляетесь с жесткой конкуренцией?

— Есть хороший анекдот: «Тренируется боксер, пот в три ручья, глаза от ярости налиты кровью. Подзывает тренера. «Все, я готов. Давай сюда этого Тайсона, сейчас я его порву!» — «Майк, послушай, ну сколько раз тебе повторять: Тайсон – это ты!»

Я сам и есть один из этих профессионалов. Планка качества на рынке растет, конкуренция растет, но вместе с ними расту и я. Уже пару лет я остаюсь в числе где-то 50 самых продаваемых фотографов в мире, если считать по количеству лицензий. Сдавать эти позиции в мои планы не входит.

Наша справка

Лев Долгачев родился 14.02.1975 в Новосибирске.

1991-1999 гг. – учился в ТТУ.

1999-2008 гг. – занимался торговлей компьютерной техникой.

С 2006 года занялся коммерческой фотографией; продал свыше 300 000 лицензий на использование своих работ; фотографии публиковались на страницах Vogue, Playboy, Penthouse, Men’s Health, Maxim, FHM, Cosmopolitan, Glamour, Marie Claire, Elle, InStyle и многих других журналов.

Автор статьи «Как работать с фотобанками», ведет специализированный форум для фотографов.

dolgachov.com — сайт фотографа.

dolgachov.com/microstock — статья «Как работать с фотобанками».

dolgachov.com/forum — форум для фотографов.

dolgachov.livejournal.com — блог Льва Долгачева.

 

Обсуждение закрыто

Вход на сайт