Латвийский Parex banka, национализация которого в 2008 году была самым ярким примером проявления мирового финансового кризиса в странах Балтии, усердно собирает долги, возвращая или продавая проблемные кредиты. Начатая на днях в судебная тяжба за стомиллионный долларовый кредит может стоит огромных убытков концерну «Еврохим» и должностей президенту «Роснефти» Эдуарду Худойнатову и представителю президента РФ в Уральском федеральном округе Евгению Куйвашеву. Цепная реакция отставок и «новых назначений» непременно заденет и других высших должностных лиц.
Parex banka в начале этого года сумел вернуть 27,8 миллиона евро проблемного кредита связанного с ОАО Универмаг «Москва». Сам заемщик еще в 2010 году был признан банкротом, но его обязательства перед Parex banka были выкуплены инвестором из СНГ, чье имя не разглашается. Теперь перед латвийским банком новая цель, охота за более крупным кредитором. На кону уже 100 миллионов долларов. Шансы на возвращение кредита есть. Заемщик и его гаранты находятся в России, а в Parex banka поиском и возвращением проблемных кредитов с конца 2010 года занимается, по просочившейся в прессу информации, экс-глава разведки Бюро по защите Сатверсме Айгар Борс. Банк все-таки государственный, поэтому неудивительно, что и его службу безопасности возглавил бывший заместитель главы латвийской спецслужбы Улдис Дзенитис. Айгарс Борс до перехода на работу в банк руководил внешней разведкой республики и основным его направление была как раз Россия.
В декабре прошлого года Parex banka подал в Рижский международный третейский суд иск о взыскании с российской компании «Североргсинтез» задолженности перед латвийским государственным банком в размере 111,3 млн. долларов США. Задолженность образовалась после того как в 2006 году «Североргсинтез» взял в Parex banka кредит в размере почти в 100 миллионов долларов на строительство в Новом Уренгое завода по переработке природного газа. Банк тогда принадлежал двум мажоритарным акционерам Валерию Каргину и Виктору Красовицкому. С тех пор, по словам адвоката Романа Маловицкого приведенным в газете «Ведомости», в счет погашения кредита было перечислено всего 33 тысячи долларов.
«…кому должна я, я всем прощаю!»
Недостроенный завод и все его активы неспособны покрыт кредит, а поручитель по кредиту компания «Севернефть» в начале текущего года самоликвидировалась. Тем не менее, как утверждают российские источники, надежды на возвращение долга все-таки есть. В 2006 году, выступая поручителем по кредиту, компания «Севернефть» в качестве обеспечения выставила свой главный актив – лицензию на добычу газа на Западно-Ярохинском участке в Ямало-Ненецком автономном округе (запасы газа разведанные и подтвержденные – 50 млрд. куб. метров!). Осенью 2011 года компания «Севернефть» переоформила заявку на свою дочернюю компанию «Севернефть-Уренгой» и тут же продала последнюю концерну «Еврохим» за 403 миллиона долларов. После чего «Севернефть» заявила о своей самоликвидации.
Parex banka, по данным российской газеты «Ведомости», не исключает возможности подачи заявления о мошенничестве в правоохранительные органы России и, соответственно, будет предъявлять требования уже ко всей группе компаний, аффилированных с «Севернефтью» и их бенефициарами. По информации «Ведомостей» подпись под договором поручительства поставил брат президента компании «Роснефть» тогдашний гендиректор «Севернефти» Жан Худайнатов. Также с «Севернефтью» якобы связан и бывший зампред «Газпрома» Александр Рязанов.
Компания «Еврохим» настаивает на том, что она была и является добросовестным приобретателем ООО «Севернефть-Уренгой» и всю ответственность за проблемы с кредитом в случае возникновения претензий связанных с мошенничеством нести будет «Севернефть» или ее представители.
Собственно говоря, представителей этих найти будет непросто. Окажется ли это по силам бывшему латвийскому разведчику покажет будущее. Достаточно сказать, что единственным акционером владельца недостроенного химзавода фирмы «Североргсинтез» было ЗАО «Энергохолдинг», которое в свою очередь принадлежало на 90% кипрскому оффшору - компании Quinter Investments. Последний владел компанией Soulstar Trading Ltd, а вот ему принадлежали 10% акций «Севернефти». ЗАО «Энергохолдинг» в России являлась учредителем целого ряда компаний, отданных в управление управляющей компании «Союзпроминвест». А вот ее, как раз, и учредил Жан Худайнатов.
Тюменские против питерских
Жан Худайнатов свои инвестиционные проекты, которые, в конце концов, оказались провальными, строил вокруг компаний связанных с добычей и переработкой газа, нефтяной отраслью и сопутствующей социальной и экономической инфраструктурой. Для сегодняшней России, внешнеэкономически ориентированной на экспорт энергоносителей, Тюменская область является не только источником промышленного роста, но и, как говаривали в старину, «кузницей кадров». Если т.н. «питерские» успешно делают карьеру в высших органах государственного управления, то «тюменские» естественным образом растут в среде нефте - и газопромышленников. Как в частном, так и в государственном секторе. Наиболее яркую карьеру в этом плане сделал старший брат Жана Худайнатова – Эдуард Худайнатов.
Уроженец Чимкента в 80-х годах он переехал в Нефтюганск и начала свою карьеру в ПО «Юганскнефтегаз». Буровым мастером и строителем он проработал лишь несколько первых лет. Затем началась перестройка, и будущий президент «Роснефти» ушел в предпринимательство в ставшем уже родным Нефтюганске. Советское министерство нефтяной и газовой промышленности быстро было преобразовано в ряд государственных предприятий, которые также стремительно делились и приватизировались. Бизнес в Ханты-Мансийском автономном округе процветал.
С 1996 года Эдуард Худайнатов занялся политикой и с того времени всегда последовательно поддерживал партии власти. В том же году он возглавил администрацию поселка Пойковский, одного из ключевых в нефтедобыче в регионе Югры и одновременно стал заместителем главы администрации Нефтюганского района Ханты-Мансийского округа. А это – Клондайк. Для наглядности отметим, что средняя зарплата в округе сегодня превышает 1000 евро.
В 2000 году Худайнатов в округе выступил как доверенное лицо кандидата в президенты Владимира Путина и тут же перешел на работу в Администрацию президента в аппарат тогдашнего представителя президента РФ в Северо-Западном Федеральном округе Виктора Черкесова. Тюменец Худайнатов нашел общий язык с питерскими чекистами в лице Черкесова, но на госслужбе не задержался и вернулся в родные края, но уже топ-менеджером дочернего предприятия ОАО "Газпром" в Тюменской области "Севернефтегазпром". С 2008 года он работает в «Роснефти», а с 2011 года Эдуард Худайнатов сменил Сергея Богданчикова на посту президента гигантской государственной корпорации «Роснефть». По информации просочившейся в прессу, Эдуард Худайнатов уже скупил акции своей компании более чем на 40 миллионов долларов.
Тюменские нефтяники в последние годы серьезно потеснили «питерских» и «чекистов» в руководстве регионом Урала и Западной Сибири. Назначенный в сентябре прошлого года представителем президента РФ в Уральском Федеральном округе Евгений Куйвашев не только из «тюменцев», но и близко знаком, а по сведениям, распространяемым местными печатными СМИ, еще и состоит в родственной связи с Эдуардом Худайнатовым. Куйвашев в 2000 году наследовал Худайнатову на посту главы администрации «нефтяного Клондайка» поселка Пойковский. А затем делал административную карьеру в Москве и в Тюмени, будучи главой городской администрации российской газовой и нефтяной столицы.
Перспективы судебного разбирательства по иску латвийского Parex banka, возможность перерастания арбитражного спора в уголовное дело о мошенничестве, и возвращение проблемного кредита с помощью отставных латвийских разведчиков связаны не только с расторопностью латвийской Фемиды и ее российской коллеги, но и с раскладом политических сил и приоритетов, который окончательно сформируется после выборов российского президента.
Деньги Parex banka разъели вертикаль власти
Как Эдуард Худайнатов, так и Евгений Куйвашев формально ставленники уходящего президента Дмитрия Медведева. Предрешенная победа Владимира Путина, как полагают российские политологи, в любом случае потребует от него реформ в направлении создания иного, чем в предыдущее десятилетие политического климата. Это в свою очередь подтолкнет к избавлению от сомнительных в отношении президентской репутации политических активов. И первым в списке может оказаться Жан Худайнатов. Ну не на «Еврохим» же? Вовсю поддерживающий трудовым рублем проект порта в Усть-Луге, за которым изначально стоял Владимир Путин. Следующим кандидатом на «ротацию» может оказаться уральский президентский полпред и «друг семьи» Худойнатовых Евгений Куйвашев. Институт полпредов, судя по всему, теряет значение, а роль губернаторов возрастает. Но недаром Путин настаивал на каком-то президентском фильтре для губернаторов. Ведь их незапятнанная репутация дорогого стоит. И, наконец, президент «Роснефти» Эдуард Худайнатов. Опыт и капиталы позволяют ему безболезненно уйти из государственного предприятия в частный бизнес. Таким примерам несть числа.
Свои сто миллионов Parex banka рано или поздно получит. А разрушение отдельных столпов российской вертикали власти, это – так, неизбежный побочный эффект.