5 февраля, в Риге состоялся круглый стол на тему "Первая мировая война в судьбах России и Латвии" с участием представителей фонда "Русский мир" и при поддержке Балтийской международной академии (БМА). В помещениии "Русского центра" БМА и собрались профессиональные историки и энтузиасты-любители, дабы абсудить актуальные проблемы изучения и созранения памяти о Первой мировой войне, сообщает корреспондент ИА REGNUM.
С приветствием к участникам круглого стола обратились руководитель "Русского центра" БМА Валерий Никифоров, руководитель аналитического управления фонда "Русский мир" Александр Наумов, а также председатель правления Рижского славянского исторического общества Олег Пухляк. С докладом на тему "Нерешенные вопросы в изучении Первой мировой войны на территории Латвии" выступил доктор исторических наук Эрик Жагарс. По его словам, интерес латвийских историков к этому грандиозному событию носит фрагментарный характер. "Комплексное изучение Первой мировой войны и ее разнообразных последствий для Латвии дело будущего", - считает историк.
Доктор философии, директор Института европейских исследований Александр Гапоненко поделился своими изысканиями в области национального вопроса в годы Первой мировой войны. По его мнению, вследствие войны на территории Латвии изменилась этническая модель: русская и немецкая элитные группировки, которые доминировали в предшествующий период, уступили место латышской элитной группировке. Последняя, в свою очередь, взяла за основу межэтнических отношений старую, по сути своей феодальную модель, где место прежних господ - русских и немцев - заняли бы латыши. До 1934 года, то есть до государственного переворота, осуществленного Карлисом Ульманисом, эта модель реализовывалась исподволь и не в полной мере, но после ликвидации демократического строя в 1934 году латышская элитная группировка добилась решающего преобладания в обществе. Самый этот переворот, по мнению Гапоненко, был направлен против социалистических и коммунистических течений в латвийском обществе, которые были носителями интернационалистских настроений и модели этнического равенства.
Преподаватель Даугавпилсского университета Дмитрий Олехнович остановился на том, как нацистская пропаганда времен Второй мировой войны использовала и интерпретировала события Первой мировой войны. По словам исследователя, дабы преодолеть серьезные антинемецкие настроения в латвийском обществе, гитлеровская пропаганда насаждала миф о миссии германской армии, будто бы спасавшей латышский народ от насильственной русификации со стороны царской России. В свою очередь, в местной русской прессе насаждалась идея еврейского заговора против русского народа, вылившегося в революционные события 1917-1918 годов. Призывая жителей Латвии к вступлению в ряды латышского легиона "Ваффен СС", немецкая пропаганда проводила в массы мысль, что в годы Первой мировой войны латыши сражались не на той стороне и это способствовало победе большевиков, указал Олехнович.
Доктор истории Григорий Смирин коснулся темы периодической печати на территории Латвии на заключительном этапе войны, подчеркнув, что в местной периодике того времени наблюдалась высокая степень поляризации - демократический лагерь был представлен крайне слабо, тогда как господствовали СМИ либерально-буржуазной и радикально-социалистической направленности. Его коллега, кандидат исторических наук Виктор Гущин рассказал о том, как Первая мировая война отразилась на латвийском городе Елгава, сопроводив свое выступление демонстрацией фотодокументов, значительная часть которых была посвящена визиту в Елгаву (тогда - Митаву) императора Германии Вильгельма II в мае 1916 года.
Краевед Александр Ржавин (Русское общество в Латвии) выступил с докладом "Русские воинские захоронения Первой мировой войны на территории Латвийской Республики", в котором привел впечатляющие цифры и факты: более 85 тысяч воинов русской армии (независимо от их национальности), погибших в годы Первой мировой войны, покоятся в 490 местах захоронения, 130 не сохранились до наших дней по причине полного равнодушия к ним со стороны местной русской общины и руководства России. Даже в брошюре, посвещенной русским и советским воинским мемориалам в Латвии и изданной на средства консульства РФ в Лиепае, ничего не говорится о памятниках, относящихся к периоду Первой мировой войны, хотя речь идет о могилах дедов и отцов тех, кто сражался в рядах Красной армии с гитлеровской Германией, подчеркнул Ржавин. В свою очередь, председатель Комитета Братского кладбища Эйжен Упманис выразил надежду, что заключенное в 2008 году между Россией и Латвией соглашение, касающееся судьбы воинских захоронений, поспособствует наведению порядка в этой сфере. "Надеюсь, что россияне уделят внимание не только захоронениям Второй мировой войны, которые используются в разных целях, но и захоронениям Первой мировой", - сказал он.
С результатами своих изысканий в Военно-историческом архиве в Москве познакомил участников круглого стола историк-любитель Янис Хартманис. Он дал свою периодизацию истории латышских стрелковых батальонов, отметив, что по мере вытеснения добровольческих элементов призывниками уровень дисциплины и моральный дух в латышских частях неуклонно снижался. В то же время, подчеркнул Хартманис, латышские стрелковые батальоны сыграли огромную роль в формировании армии, боровшейся за создание Латвийского государства: 60-70% офицерского состава и 17-20% унтер-офицеров вооружённых сил Латвии вышли из латышских стрелковых батальонов, созданных в 1915 году по повелению Николая II и преобразованных в 1916 году в полки. Напротив, преувеличивать участие "старых" латышских стрелков в Гражданской войне в России на стороне большевиков не следует, считает Хартманис. По его данным, только 40% красных латышских стрелков сражались в латышских стрелковых полках, и только 15% из них были добровольцами, остальные попали к красным в результате мобилизации.
Наглядную часть мероприятия обеспечил лидер латвийского движения поисковых отрядов, руководитель проекта "Арсеналъ" Андрей Красноперов. В помещении "Русского центра" БМА была развернута экспозиция, на которой были представлены образцы вооружения и обмундирования времен Первой мировой войны.
По итогам круглого стола планируется издание сборника выступлений его участников, а на лето 2011 года под эгидой фонда "Русский мир" и Международного общества памяти Первой мировой войны намечено проведение большой конференции в Лиепае, сообщил собравшимся Александр Наумов. Он поблагодарил Рижское славянское историческое общество за образцовую организацию в проведении круглого стола. По его словам именно оно как коллективный член Международного общества памяти Первой мировой войны избрано координатором деятельности последнего на территории Латвии.