Победа центриста Бронислава Коморовского стала шагом вперед для него самого, для Польши и Европы в целом - так оценивают итоги президентских выборов в Польше зарубежные СМИ. Однако Коморовский победил лишь с небольшим отрывом, и его соперник национал-консерватор Ярослав Качиньский, возможно, сумеет извлечь выгоду из своей популярности ко времени осенних выборов в местные органы власти и парламентских выборов в 2011 году. Прошедшие выборы свидетельствуют о том, что польское общество по-прежнему поляризовано.

 

Убедительная победа Бронислава Коморовского на президентских выборах в Польше стала шагом вперед для него самого, для Польши и Европы в целом, пишет постоянный автор Frankfurter Allgemeine Zeitung Конрад Шуллер.

Прежде всего победа Коморовского стала его личным успехом: "его противники нередко представляли его марионеткой премьера Дональда Туска". Теперь, выиграв у национал-консерватора Ярослава Качиньского, этот готовый к компромиссу политик получил в руки реальную власть.

"Но еще больше от победы Коморовского выиграл Дональд Туск, - замечает Конрад Шуллер. - Его победа еще больше расширила поле деятельности премьера, который согласно конституции и без того является самым влиятельным политиком в государстве. (...) Теперь у польского премьера появился в лице президента соратник".

От победы Коморовского выиграла и вся Польша. 5 лет назад страна разрывалась между левыми, чей костяк составляли посткоммунистические кадры, и националистически настроенными, клерикально-популистскими представителями правого лагеря. "В лице Туска у страны появился премьер, которые не просто досиживает свой срок, но и имеет все шансы быть переизбранным", - полагает журналист.

От победы Коморовского выиграла и сама Европа. Стабилизация Польши "способствовала успешности рискованного проекта по расширению Европы на Восток. Польская элита и избиратели в восторге от Европы". Даже бывший евроскептик Качиньский говорит о европейской армии, а премьер Туск выступает за европейское экономическое правительство. И в то время, как в Германии, Франции, Италии и Испании власть имущие колеблются, в Польше формируется ведущая европейская сила, резюмирует издание.

Избрание центриста Коморовского на пост президента Польши, видимо, укрепит позиции правоцентристского правительства Туска, пишет The New York Times. Уменьшается угроза президентского вето, ослабевает борьба между двумя ветвями власти, поясняет журналистка Джуди Демпси.

Однако Коморовский победил лишь с небольшим отрывом, и его соперник Ярослав Качиньский, возможно, сумеет извлечь выгоду из своей популярности ко времени осенних выборов в местные органы власти и парламентских выборов в 2011 году, считает газета. "Поэтому правительство, возможно, поостережется от проведения дальнейших реформ", - пишет издание.

В ходе предвыборной кампании Коморовский старался развеять свой имидж ультраконсерватора, а Качиньский клялся поддержать малоимущих и отодвинул на задний план свои националистические убеждения и скептическое отношение к Евросоюзу. Гибель его брата-близнеца Леха в авиакатастрофе принесла Ярославу Качиньскому и "голоса в знак сочувствия". Высокая явка на президентских выборах указывает, что польское общество по-прежнему поляризовано, пишет газета.

Предсказуемая победа кандидата правых либералов Бронислава Коморовского вновь выявила существующий в Польше глубокий раскол между либерализмом и государственным интервенционизмом, городами и деревнями, западом и востоком страны, пишет Le Monde. Корни этого раскола, отражением которого являются две правые партии и который проявился в ходе предыдущих президентских выборов 2005 года, уходят глубоко в историю, отмечает издание. После победы Коморовский признал, что этот раскол разделяет страну на две практически равные части, и необходимо предпринять огромные усилия, чтобы он не стал "препятствием для построения национального согласия", цитирует Le Monde.

"Партия братьев Качиньских, даже проиграв президентские выборы, набрала на них очки. Добившись результата, на который невозможно было рассчитывать еще несколько недель назад, Ярослав Качиньский сделал заявку на предстоящие осенью местные выборы и через год парламентские. Он воскресил патриотический, католический и социальный дискурс, помогший его брату стать президентом в 2005 году, одновременно утвердив идею умеренности, несвойственной ему прежде", - пишет газета, отмечая в заключение: "Многие вопросы остаются без ответа. Можно ли доверять новому лицу правых, или прошедшие выборы свидетельствуют о сохранении глубинного раскола в Польше 2010 года?"

 

Обсуждение закрыто

ТОП-5 материалов раздела за месяц

ТОП-10 материалов сайта за месяц

Вход на сайт