Исландский вулкан с труднопроизносимым названием блокировавший работу европейских авиалиний, продолжает будоражить умы, как вулканологов и журналистов, так и простых граждан во всем мире. Это видно по постам западных блогеров, разбирающих тему вулкана, как с чисто физической точки зрения, так и в ее экономическом аспекте.
Профессиональный вулканолог доктор Эрик Клеметти в своем боге Eruptions (Извержения) пишет, что специалисты из Icelandic Met Office отправлились к вулкану, чтобы провести исследования в зоне кратера. В том числе и для того, чтобы определить, какое именно количество льда превратилось в воду. Ведь, чем больше воды, тем больше риск дальнейших мощных извержений. Icelandic Met Office сообщает об большом количестве воды, затапливающей окрестности вулкана. Про это наводнение, в новостях, кстати, почти ничего нет.
При этом, доктор Клеметти отмечает, что гремучая смесь, вырывающаяся наружу, по своему составу вполне способна взрываться и извергаться без большого количества воды – вода в данном случае просто своего рода катализатор. По данным доктора Клеметти вулканическая смесь содержит оксиды кремния, алюминия, железа, марганца, магния, кальция, натрия, калия и фосфора. Это основные соединения. Кроме того здесь есть барий, хром, цинк, цинк и медь. На этом с физической и химической частью все.
Европейские авиалинии накануне начали проводить тестовые полеты. И некоторые перевозчики утверждают, что все идет прекрасно. В частности, об этом заявляют в KLM. Правда, никаких детальных планов по полета в авиакомпании не представляют, подчеркивает Клеметти. Президент KLM утверждает, что вулканический пепел – вещь вполне знакомая для мировой авиации. Вулканы в Индонезии, Японии, на Аляске и Камчатке извергаются. Самолеты при этом летают, и все нормально. Однако известно, что вулканический пепел в воздухе губителен для реактивных двигателей, а значит может поставить под угрозу жизнь пассажиров.
По словам Клеметти, есть два вопроса. Первый, насколько данное конкретное извержение отличается от происходящих обычно – по концентрации пепла в воздухе его составу и т.д. А второй вопрос – насколько пилоты подготовлены к полетам в таких условиях. Как бы там ни было, Клеметти ожидает, что в понедельник до 50% регулярного авиасообщения в Европе может быть восстановлено.
Между тем, чисто экономический эффект от того, что тысячи авиалайнеров не могут подняться в воздух стал не менее важной темой для обсуждения в блогах. Извержение вулкана называют чуть ли не "местью Исладнии". Страна с населением в 320 тысяч только-только начала выкарабкиваться из кризиса, проведя несколько месяцев в перебранке в Британией и Нидерландами, капитально вложившимися в исландский финансовый сектор и не чающих получить обратно свои деньги.
Всего Исландия в связи с развалом системы Icesave, должна обеим странам около 5 миллиардов долларов. Однако исландские налогоплательщики не в восторге от идеи выплачивать этот долг из своего кармана. Они не считают себя ответственными за махинации, которые проворачивали банкиры и финансовые регуляторы.
В связи с этим на "Твиттере" появилось сообщение "Исландский налогоплательщик британцам и голландцам: kiss my ash". Последнее слово переводится как вулканический пепел, но аналогия с другим, мягко говоря, не очень вежливым выражением, налицо. Британцы в долгу не остаются и пишут "send cash – not ash", что значит "давайте деньги, а не пепел".
В свою очередь Джереми Уорнер, помощник редактора в Daily Telegraph пишет в своем блоге: "Назовите это местью Исландии, но кроме шуток лучшего способа сделать проблемы маленькой страны проблемами стран больших просто не придумаешь. Никакое торговое эмбарго с этим не сравнится".