Израиль если и не пытается
спровоцировать Иран, то будет весьма рад любому поводу начать военные
действия против Исламской республики.
Главной темой международной политики сегодня продолжает оставаться война в секторе Газа. Несмотря на все усилия международных посредников, конфликт не утихает, а его участники только распаляются ненавистью друг к другу. Напомним, что принятая в начале января резолюция ООН о прекращении огня была отклонена обеими сторонами.
«Иран неформально договорился с Махмудом Аббасом, что Иран не вмешивается в палестинские дела, а ФАТХ в свою очередь не вмешивается в иракские дела на стороне оппозиции».
Сегодня же можно говорить о фактическом срыве переговорного процесса, организованного при посредничестве Египта. В понедельник из Каира, где проходят переговоры между представителями Израиля и ХАМАС, поспешили было донести сообщения о якобы достигнутом прогрессе. Однако речь шла всего-навсего о некоем абстрактном обоюдном желании «остановить кровопролитие».
Что же до конкретики, то представители ХАМАС заявили: никаких переговоров они не начнут до тех пор, пока операция «Литой свинец» не будет полностью свёрнута, и израильские ВС не покинут территорию Газы. Кроме этого лидеры антисионистского сопротивления настаивают на прекращении блокады Газы и открытии контрольно-пропускных пунктов на границе.
Большинством участников переговоров со стороны Египта и Израиля такие требования были приравнены к саботажу. Некоторые наблюдатели поговаривают о неформальном согласии, данном Египтом на продолжение израильской военной операции. В стремлении спасти ситуацию в Каир лично отправился генсек ООН Пан Ги Мун.
Тем временем некоторые источники распространяют информацию, свидетельствующую о том, что в конфликт уже вовлечены, пусть пока что косвенно, новые силы. Так, в израильской газете «Jurasulem Post» в понедельник был опубликован материал со ссылкой на анонимный источник из числа египетских переговорщиков, который утверждает, что ХАМАС испытывает давление со стороны Ирана. Якобы, иранское руководство угрожает лишить ХАМАС поддержки в случае, если они согласятся на перемирие с Израилем. По словам источника издания, спикер иранского парламента Али Лариджани посетил Дамаск для проведения консультаций с лидером ХАМАС Халедом Машалем, где и изложил ему соответствующую позицию иранского руководства.
На фоне пока что в целом нейтральной позиции Тегерана, откуда не поступило ни одного официального заявления по конфликту, сообщение «Jurasulem Post» выглядит несколько неожиданно. Тем более что израильская газета является единственным источником, из которого исходит данная информация.
Эксперт портала «Евразия» Лев Каждан склоняется к мысли о том, что данная публикация является частью провокации Израиля в отношении Ирана – с целью дискредитировать это и без того пикируемое Западом исламское государство. Иран без сомнения вовлечён в дипломатическую интригу вокруг Палестины – уверен господин Каждан – однако, роль его совершенно иная, чем та, которую ему пытается навязать Израиль.
«Американцы уходят из Ирака, для Обамы это дело решённое», - рассуждает эксперт. – «Но при этом возникает опасность того, что суннитская оппозиция может поднять восстание против действующего президента Ирака Талабани. Это – бывшие хусейновские окруженцы, которые в свою очередь были связаны с палестинцами не ХАМАСовского, а «арафатовского» направления. Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад заинтересован в том, чтобы Талабани удержался у власти, потому что Талабани – шиит. Мне кажется, что Иран неформально договорился с Махмудом Аббасом, что Иран не вмешивается в палестинские дела, а ФАТХ в свою очередь не вмешивается в иракские дела на стороне оппозиции».
США, обжегшиеся на Ираке, теперь не столь сильно жаждут с головой броситься в новый военный омут.
При этом эксперт подчёркивает, что между Ираном и ХАМАСом на самом деле не может быть таких прочных связей на уровне отдачи приказов, как это хочет изобразить Израиль. «Это существенно разнящиеся версии ислама. Одно дело - ислам «Братьев мусульман», другое - ислам шиитский, являющейся государственной идеологией нынешнего Ирана. Мировоззренчески это почти полярные вещи. Да, когда речь идёт о Хесбалле, понятно, что она теснейшим образом связана с Ираном. А партнёрство Ирана и ХАМАС – чисто ситуационистское, работающее не столько в русле антисионистского сопротивления, сколько в противовес ФАТХу. Но сегодня ситуация такова, что этот противовес как раз не срабатывает, и Тегерану нет смысла ни обострять отношения с ФАТХом, ни давить на ХАМАС», - заключает господин Каждан.
К сказанному следует добавить, что Тегеран, над которым постоянно висит угроза американо-израильского вторжения, вряд ли готов лезть на рожон и откровенно поддерживать войну против Израиля. Скорее Израилю было бы выгодно втянуть его в это противостояние, дабы получить ещё один аргумент, легитимирующий возможное вторжение. Кстати говоря, совсем недавно в прессе появилась информация о том, что в тандеме США-Израиль именно последний проявляет больше всего прыти в отношении Ирана и уже неоднократно пытался призвать Вашингтон к проведению военной операции против Ирана.
Видимо, до сих пор аргументов, в основном сводящихся к мнимой иранской ядерной угрозе, было недостаточно. А США, обжегшиеся на Ираке, теперь не столь сильно жаждут с головой броситься в новый военный омут. Но в том случае, если Иран хотя бы косвенно будет уличён в пособничестве антиизраильской «агрессии», шансы «протащить» инициативу по вторжению существенно возрастут.
Если наши соображения верны, то произойти это должно скорее всего в самое ближайшее время – до того, как полномочия действующей администрации Белого дома истекут. Ведь с новым президентом придётся обо всём договариваться заново, а с неоконсами всё уже, как говорится, на мази – даже план вторжения разработан во всех подробностях.
Не хватает только веского повода. А если Тегеран такой повод дать не торопится, то логично было бы спровоцировать его или даже просто «подставить». Удастся ли Израилю провернуть такую комбинацию – мы узнаем уже очень скоро.