Чуть больше года прошло со времени гибели создателя и председателя Эстонского республиканского союза граждан России Юрия Мишина. За это время, после вполне понятной растерянности, ситуация стабилизировалась. ЭРСГР возглавил Владимир Петров, а Нарвский союз российских граждан – Геннадий Филиппов.
Критика и реалии
Вполне понятно и объяснимо, что новый руководитель республиканского союза начал строить работу организации по-новому. Нравится это кому-то или нет, но упор Владимир Петров сделал на полном отходе от политических акций, сосредоточившись на социальной стороне проблем российских граждан, на оказании им помощи в оформлении и получении полагающейся от РФ материальной поддержки: пенсий и материнского капитала.
Собственно, создавая Союз российских граждан, Юрий Мишин ставил перед собой те же цели. Но другое время и другие реалии требовали от Юрия Александровича «политической подсветки» своих действий, без которой невозможно было сдвинуть с места бюрократическую машину двух стран.
Сегодня ситуация иная. Существует официальное пенсионное соглашение между Эстонией и Россией. Оно вызывает много заслуженной критики, но это международный договор, в рамках которого только и позволительно работать как государственным, так и общественным организациям. Каковой, по сути, и является ЭРСГР.
Всем понятно, что при тяжелой неповоротливости чиновничьей системы, отдельному человеку оформить документы, чтобы получить причитающуюся ему по закону пенсию, трудно. Пенсионеры – люди преклонного возраста, и сбор всевозможных справок и свидетельств, тем более когда это требует межгосударственных поездок и детального знания меняющихся чуть ли не каждый день требований, становится непосильной задачей. В не меньшей степени касается это и молодых мам: на несколько поездок в Москву, с проживанием и питанием в одном из самых дорогих городов мира, можно потратить значительные деньги из семейного бюджета
На помощи этой категории людей и сосредоточил работу Эстонского республиканского союза граждан России его председатель Владимир Петров. Такой подход вызвал неприятие и сопротивление определенных людей, которые, по мнению председателя ЭРСРГ, заинтересованы в дестабилизации обстановки в городе. Уход от политики стали называть «коммерциализацией» и отказом от правозащитной деятельности. С последним утверждением Владимир Петров не согласен, и приводит в пример факт визита в Эстонию делегации Пенсионного фонда РФ, организованного и проведенного уже при новом руководстве ЭРСГР.
- Мне пришлось неоднократно ездить в Москву, согласовывать все здесь с посольством и консульством, – говорит он. – Идея принадлежала Юрию Мишину, но за год в Москве сменилось все руководство, все чиновники, начинать пришлось с нуля.
Подтвердим каждый цент
Что же касается денег, то ЭРСГР, как уже говорилось, организация общественная, следовательно, стороннего финансирования не имеет. На какие же средства осуществлять деятельность, которую ее председатель позиционирует как основную? Ведь расходы на оформление документов, на поездки, на оплату переводов неизбежны, и расходы эти существенны.
- Да, мы берем деньги за оформление документов, – подтверждает Владимир Петров, – но буквально каждый цент я могу обосновать. Мы принимаем документы, переводим их и заверяем нотариально, отвозим в Москву. Если меняются требования, переделываем документы. Все это требует расходов. Все это, с цифрами и их подтверждением, я объясняю каждому пришедшему в ЭРСГР человеку. Рассказываю, что и как нужно сделать, и никого не заставляю прибегать к нашим услугам. Можете сделать сами – делайте. Но, как правило, самостоятельно пройти весь бюрократический путь не получается.
- Подумайте сами, – продолжает он, – 150 евро – это 6000 рублей, для Москвы деньги просто смешные. Их хватит только на дорогу туда и обратно. Отнимите отсюда расходы на перевод и на нотариуса, и можно вообще не доехать. А ведь в семьях бывает не по одному ребенку, и на каждого нужен полный пакет документов. Кроме того, люди чаще всего Москвы не знают, а расстояния между учреждениями там немалые, это тоже расходы. Да и боятся сами туда ехать. Так что наши «поборы» в 150 евро оказываются для большинства лучшим выходом. Как правило, люди это понимают и доверяют оформление документов нам.
Бывают в работе ЭРСГР и казусы. Например, одной из мам пришел сертификат материнского капитала, а это все же немалые деньги. В 2012 году он составлял 387 тысяч 640 рублей, с 2013 года повышен до 408 950 рублей. То есть мама должна получить порядка 10 тысяч евро. Но ее не могут найти! Все документы лежат в ЭРСГР, но на звонки по указанному там номеру женщина не отвечает. Павел Григорьев говорит, что поедет искать ее в Таллинн, есть в бумагах столичный адрес. Через газету оповестить гражданку РФ о получении денег невозможно – работает всё та же конфиденциальность. Да неизвестно, что может получиться, опубликуй мы имя женщины и причитающуюся ей сумму…
Кому нужен архив?
К обработке архива привлекли человека, имеющего опыт работы с документами. Павел Петрович Григорьев о себе говорит, что он бывший чиновник и бумажная работа для него привычна.
- Меня попросили навести порядок в архиве, – говорит он, – и целый год я перебирал все бумаги. Я знаю, какие бумаги можно выбрасывать, а какие нужно хранить. Есть и такие, которые нельзя выставлять для общественного пользования, в них содержатся конфиденциальные личные данные людей, обращавшихся в ЭРСГР по различным вопросам. К личным данным в нашем государстве относятся очень серьезно, вплоть до уголовной ответственности за их разглашение.
Бумаг в офисе организации много. Это и анкеты, и заявления, и различные справки. Есть и личные документы: свидетельства о рождении и браке, трудовые книжки, пенсионные удостоверения, военные билеты. Трудовых книжек, например, целых 86.
По документам ведется работа. Павел Григорьев заверяет, что весь архив обработан и систематизирован. Владельцев личных документов обзванивают, просят забрать, ведь эти удостоверения и свидетельства могут пригодиться.
- Личные документы – чьи-то пот и кровь, – говорит «архивариус» ЭРСГР, – как можно было подумать, что мы их выбрасываем?
Некоторые из документов действительно уничтожены. Но, по словам Павла Григорьева и Владимира Петрова, их и документами назвать нельзя, это были совершенно ненужные бумаги – от рекламных буклетов и старых газет до трамвайных билетов.
- Такой уж был человек Юрий Александрович, хранил всё, – отмечает Владимир Петров. – Но я отвечаю, что не была уничтожена ни одна нужная бумага.
Но что делать с систематизированным архивом? Отдавать его в частные руки наследников Юрия Мишина нельзя, это не личные бумаги, они принадлежат организации. Кстати, все личные вещи и документы Юрия Александровича, как заверяет Владимир Петров, были переданы его семье.
Многие из бумаг уже не нужны в работе. ЭРСГР готов был передать их в городской архив, но это стоит денег, за каждый переданный документ нужно платить. Свободных средств, как уже говорилось, у организации нет.
Ситуация тупиковая: в частные руки архив организации передавать нельзя, городской архив их не принимает, а вокруг создается нездоровая ситуация. Пока решено хранить наиболее значимые и ценные документы в специально арендованной для этого банковской ячейке.
- Мы можем предъявить их всем сомневающимся по первому требованию, – говорит председатель ЭРСГР, – можем и вернуть их владельцам, которые когда-то доверили документы организации. Но не можем ни выбросить, ни передать документы с конфиденциальными данными третьих лиц в частные руки.
Волна докатится до столиц
Раздаются голоса и о том, что имя Юрия Мишина, которое сегодня носит ЭРСГР, несовместимо с сегодняшней деятельностью организации.
- Это мнение высказывают частные лица, – уточняет Владимир Петров. – Решение же о присвоении организации имени Ю. Мишина принималось на собрании, и не только на собрании в Нарве. За это голосовали и в Силламяэ, и в других городах. Решение было поддержано абсолютным большинством голосов. И снять его также может только собрание. Я бы не считал такое решение правильным. Но если такое вдруг случится, имя Юрия Александровича можно увековечить и другим способом. Например, повесить мемориальную доску на дом, где он проживал.
Другой вопрос, что выносить сейчас эту тему на собрание – означает поднять большую смуту, – считает председатель ЭРСГР.
- Независимо от того, кто прав, а кто виноват, город забурлит, будет внесен раскол в ряды ЭРСГР. А именно этого, похоже, добиваются сегодня некие силы, занятые поисками предлога для противостояния внутри Союза граждан России. Скандалу придадут политическую окраску, на «русский раскол» обратят внимание определенные круги общества, тему с удовольствием подхватят СМИ, поднимется волна, которая дойдет и до Таллинна, а возможно, и до Москвы.
- Предположения о том, кому это надо, могут быть разными, – продолжает Владимир Петров. – Осенью состоятся выборы в местное самоуправление, а еще раньше, в мае, – будет избираться новый состав Координационного совета российских соотечественников в Эстонии. Могу предположить, что внесение раскола – один из элементов той или другой предвыборной кампании, или обеих сразу. А поводом для таких действий послужило недавно подписанное соглашение о сотрудничестве между городскими властями и организациями российских граждан и российских соотечественников Нарвы.
Несомненно, что кто-то сознательно разогревает ситуацию. Этого нельзя допустить, как нельзя допустить и того, чтобы для низких целей использовали имя Юрия Мишина.