Юрий Михалев. Фото: Александр Хмыров
Юрий Михалев. Фото: Александр Хмыров

Режиссер и художественный руководитель Нарвского теат­ра «Ильмарине» Юрий Михалев сегодня отмечает 65-летний юбилей. Итоги подводить он пока не собирается, надеясь, что главные его достижения еще впереди, надо только работать и работать.


«Ильмарине» начинался как театр для взрослых, и первые же спектакли принесли ему серьезный успех и у публики, и у критиков. Сейчас это детский театр — хороший и заслуженный, но детский. Вы не жалеете о том, что так случилось?

Какая разница, кто сидит в зрительном зале: взрослые или дети? Взрослые просто скептичнее настроены к происходящему на сцене, дети более непосредственны. Вот и вся разница. Когда мы создаем спектакль, часто и не думаем, что его будут смотреть только дети. К тому же в репертуаре театра иногда появляются спектакли для взрослых. Редко, правда, хотелось бы почаще. Но это уже чисто финансовая проблема.

На спектаклях «Ильмарине» для детей я получаю двойное удовольствие: интересно не только смотреть сам спектакль, но и наблюдать за тем, как он буквально завораживает маленьких зрителей. Как театру удается сохранять свою притягательность для современных детей, у которых нет недостатка в развлечениях — компьютерные игры, круглосуточные мульт­каналы, 3D-мультфильмы?

Когда-то мы играли в замечательные игры: «чижик», «банка», «платочек», «казаки», «выбивалки» и т.д. Это были командные игры. Было чувство локтя, была вера в товарищей, чувство защищенности. Сейчас ребенок сидит один-одинешенек у монитора, дергая кнопки. Одиночество — страшная болезнь.

В зрительном зале — единое дыхание. Только театральный зал дает такой эффект. Кинозал уже не даст. Мне вот интересней всего наблюдать за изменением зрителя: в начале спектакля сидит порой такой маленький «гоблин», не совсем понимающий, куда попал, дергает соседей, болтает ногами, крутится.

Но приходит момент, когда он, не отрываясь, смотрит на сцену, приоткрыв рот и забыв про все на свете. Потому что там, в спектакле, беда угрожает не козлику, не принцу, а ему, вот этому самому «гоблину» — он себя олицетворяет с героем. И стискивает кулачки, и кричит что-то, и радостно смеется, когда все счастливо разрешается.

В репертуаре «Ильмарине» — множество интересных, необычных сказок, но совсем нет сказочной классики: «Красной шапочки», «Белоснежки» и т.п. И как продолжение этого наблюдения вопрос: почему вы пишете сказки сами?

Потому что многие наши спектакли трудно назвать сказками. Скорее это притчи. Там зачастую так мало сказочного. Ну, разговаривают козлик и волк — вот и вся сказочность.

Но ситуации, в которые они попадают, бытовые. В такие ситуации и мы в жизни можем попасть. Сейчас практически в любом фильме сказки больше, чем в наших спектаклях. А «красные шапочки», «белоснежки» — все-таки «далеки от народа», если цитировать классика.

Когда маленький козлик умеет за себя постоять и выйти победителем — это ребенка учит. Эта ситуация ему знакома и близка. А что даст ему болтливая глупая Красная шапочка? Не разговаривай с чужими, не говори, куда идешь, иначе он побежит и слопает твою бабушку?

«Ильмарине» — театр со сложной судьбой, не раз переживал трудные времена: переезды, недофинансирование. Были ли моменты, когда хотелось все бросить, и вы спрашивали себя: да нужен ли городу театр? Что помогало сохранить оптимизм?

Не раз убеждался, что Городу театр не нужен. Он нужен большим и маленьким горожанам. Он нужен людям. А Городу не нужны ни творческие коллективы, ни дворцы культуры. Чем меньше, тем лучше. Нынешнему поколению трудно представить себе культурное пространство Нар­вы лет тридцать назад. Все съежилось, как шагреневая кожа.

Несмотря на все трудности, коллектив в театре стабильный и есть два замечательных актера, Василий Яковлев и Тамара Матянина, которые работают в театре с его основания.  Как удается сохранять коллектив?

Коллектив, к сожалению, сохранять не удается. Если бы удалось сохранить коллектив, театр сегодня бы гремел. Был бы лучшим театром Прибалтики. Потенциал был огромен, но, к сожалению, не по нашей вине мы многое растеряли. Изгнания, бедность, нервотрепки не могли не сказаться на актерах.

Достаточно вспомнить, каких замечательных людей мы потеряли: Татьяна Егорова, Игорь Молотков, Анатолий Райт. Они ушли из жизни. Также уходили из театра актеры в поисках лучшей зарплаты, карьеры, более достойной жизни. Мы этого не могли обеспечить.

Актер — очень трудная профессия. Очень тяжелая. Но мы не можем показывать зрителям свой пот. Должна возникать иллюзия, что это все легко, каждый так может.

Некоторые бывшие актеры театра сделали удачную карьеру. Наиболее известен Вадим Демчог — по «Величайшему шоу на Земле» канала «Культура», «Френки-шоу» и роли доктора Купитмана в сериале «Интерны». Демчог также автор книги об актерском искусстве «Самоосвобождающаяся игра», которую он посвятил людям, оказавшим на него серьезное влияние, в том числе «первому и главному учителю» режиссеру «Ильмарине» Юрию Михалеву. Каким вам запомнился юный Вадим Демчог?

Шебутной был парень. Задорный. Иногда спорил, доказывал свое. И очень огорчался, если проигрывал в споре. Первая роль его была очаровательна — бюст Герасимова, чьим именем назван Дом культуры. Потом были спектакли «Выпускники», «Местные» по пьесам Александра Ремеза. Там был очень сильный состав: Вадим Демчог (тогда еще Меньших), Вася Яковлев, Лео Веслогусов, Александр Махов, Коля Бойко, Нина Туманова.

Нина Туманова теперь заслуженная артистка России. Бойко стал художником-постановщиком, работал в Русской драме. Лео уехал в Финляндию. Иногда играет в проектных спектаклях. Как-то финская пресса хвалила его за роль Епиходова в «Вишневом саде». Набирает популярность Геннадий Меншиков — его часто можно увидеть в сериалах. Замечательно работают и братья Ануфриевы. Нар­ва вполне могла бы гордиться такими талантливыми актерами.

В юбилеи принято подводить итоги. Что вы считаете своим самым большим достижением? Каким спектаклем больше всего гордитесь? Есть ли что-то, о чем сожалеете?

Мне всегда жалко, когда с репертуара, по какой-то причине, снимается хороший живой спектакль. Сожалею о тех спектаклях, которые не выпустили по той или иной причине.

Начинали когда-то «Тартюфа». До сих пор жалею. Мог бы получиться отличный спектакль. Плохо, что многие замыслы погибли. А достижения? Думаю, они еще впереди. Просто надо работать и работать.

Юрий Михалев

• Родился 28 июня 1947 года в городе Швентой (Литва).

• Закончил Черновицкий государственный университет по специальности «русская филология», режиссерское отделение Ленинградского государственного института культуры.

• В Нарву приехал в 1978 году.

• С 1978 года — режиссер и художественный руководитель Нарвского народного театра, который в 1989 году был преобразован в Нарвский театр «Ильмарине».

• С 1993 года — член Eesti Lavastajate Liit.

• Поставил 75 спектаклей и написал 48 пьес.

• За два спектакля награжден театральной премией имени Сальме Реэк.

• В 1996 году основал в Нар­ве Украинское землячество и был его первым председателем.

• Получил эстонское гражданство за заслуги в области культуры.

• В 2011 году был награжден орденом Белой звезды V степени за заслуги в развитии местной культуры.

 

rus.postimees.ee

Обсуждение закрыто

Вход на сайт