Поэт не раз бывал в городе на Неве. Какие места Северной столицы связаны с его именем, рассказывает SPB.AIF.RU.
3 октября 1895 года родился Сергей Есенин. Будущий великий поэт появился на свет в селе под Рязанью, а большую часть жизни провел в Москве, но с Петроградом его тоже многое связывало. Здесь происходили знаковые события в судьбе Есенина, здесь же он трагически ушёл из жизни.
Об особенных есенинских местах в Санкт-Петербурге рассказывает гид Ольга Михайловна Сологуб.
Невский проспект, 66
«Славу надо брать за рога!» – считал Сергей Есенин. Весной 1915 года он сошёл с поезда на Николаевском вокзале (сейчас Московский). В Москве, по его признанию, он «распечатался на всю ивановскую», но это было не в тех журналах, где ему хотелось, и не с теми авторами. Именно Петербург считался тогда культурной столицей. И Есенин во что бы то ни стало хотел покорить её.
19-летний молодой человек шёл по Невскому проспекту и спрашивал у людей, где живёт Александр Блок: его мнение о своём творчестве он хотел услышать в первую очередь. Он дошёл до Книжной лавки писателей (Невский проспект, 66), где Блок выписывал книги. Здесь Сергею и подсказали нужный адрес.
Улица Декабристов – Театральная площадь – Малая Посадская улица
Александр Александрович жил в угловом доме № 57 в конце Офицерской улицы (на углу Декабристов и р. Пряжки). «Был он для меня словно икона», – вспоминал Есенин. Во время визита поэт объяснил причину своего появления и прочитал несколько стихотворений. Сергей потом признавался, что так волновался, что пот градом стекал по его спине. Блок же оставил запись в дневнике: «Днем у меня был рязанский парень со стихами. Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные».
Он дал юноше рекомендательные письма. Одно из них предназначалось писателю и издательскому работнику Михаилу Мурашёву, который жил в доме № 2 на Театральной площади.
Другое было к Сергею Городецкому. Он жил тогда на Петроградской стороне – на Малой Посадской улице, 14. Именно Городецкий ввёл его в мир петроградских журналов и издательства, а также во многие поэтические салоны, в том числе и к Мережковским, которые тогда проживали на Сергиевской улице (ныне улица Чайковского, дом № 83).
Лиговский проспект – набережная реки Фонтанки – Невский проспект
В 1915-м в еженедельнике «Голос жизни» были опубликованы первые стихотворения Есенина. Он часто бывал в редакции, которая находилась на Лиговской улице, 114 (сейчас Лиговский проспект). Здесь же печатались Александр Блок, Сергей Городецкий, Ольга Форш, Мариэтта Шагинян и многие другие.
Бывал поэт и в доме № 15 по набережной Адмиралтейского канала, где располагалась популярная газета «Биржевые ведомости». В издательстве М. В. Аверьянова (набережная Фонтанки, 38) вышел в свет сборник его стихов «Радуница».
Во время Первой мировой войны Сергей Есенин служил санитаром в поезде № 143, который привозил раненых с поля боя в Царскосельский госпиталь. В этот же период он выступал в Обществе «Возрождение Художественной Руси», читал свои стихи перед царской семьёй.
После Февральской революции Есенин был частым гостем газеты «Дело народа» на Галерной улице. Именно здесь в 1917-м Сергей встретился с Зинаидой Райх, служившей секретарём-машинисткой. Через несколько месяцев они обвенчались.
Литейный проспект, 33
Стоит отметить, что в Санкт-Петербурге не так много адресов Есенина. Но, тем не менее, именно в Северной столице есть единственная его семейная квартира. В доме № 33 на Литейном проспекте Сергей вместе с супругой Зинаидой Райх поселился осенью 1917-го. Они сняли две комнаты с мебелью. Это был перелом эпох, трудное и сложное время. Однако им удалось создать тёплое, уютное гнёздышко, куда знакомые и друзья приходили с большим удовольствием.
В двух комнатах жили супруги, а в другой – их друг Алексей Ганин. Вели общее хозяйство, как зачастую бывало в те годы. Жили не богато, часто угощением был поджаренный чёрный хлеб и морковный чай. При этом Зинаида Райх готовила на всех и была хорошей хозяйкой. Есенину нравилась красавица-жена, дом, стол с самоваром и друзья. Он часто добродушно «покрикивал»: «Почему самовар не готов?», «Ну, Зинаида, что ты не кормишь?», «Положи-ка ещё». Пожалуй, это был самый счастливый период совместной жизни Есенина и Райх. В то время Сергей ещё не пристрастился к алкоголю.
Гагаринская улица, 1
В 1924 году у Есенина появился ещё один адрес в Ленинграде. Он жил в квартире своего друга - издательского работника Александра Сахарова на Гагаринской, 1, (позже Фурманова) – в угловом, выходящем на Неву доме (второй двор, направо). У Сахаровых сложился почти литературный салон. Здесь Есенин встречался со многими писателями, поэтами и букинистами. В 1922 году Александр издал отдельной книгой есенинского «Пугачёва». Сергей говорил: «Люблю я Сашку! И он меня любит! …больше граммофона. Сашка продал свой граммофон, чтобы издать моего «Пугачёва». Этого я ему вовек не забуду!» Интересно, что часть есенинских архивов находилась в городе на Неве у Сахарова, а часть - в Москве, у Гали Бениславской. Отношения у них были напряжёнными из-за ревности, делиться друг с другом даже для пользы дела они не хотели.
Думская улица, д. 1-3
В Концертном зале Лассаля (большой зал Городской думы) состоялось триумфальное выступление Есенина. Об авторском вечере поэта предупреждали афиши, расклеенные по всему городу. Время близилось, а Есенина не было. Организатор кинулся в гостиницу «Европейская» (Невский проспект, 36). В номере лежала записка: мол, ждал... вас не было, если очень нужен, найдёте в кабачке за углом. Есенин был уже выпивший, в растрёпанном виде, но взял себя в руки и вышел к публике.
Сперва беседа со зрителями не складывалась: бросал обвинения в зрительный зал, сквозило разочарование в революции. Дошёл до откровений: «Блок и я первыми пошли за революцией, а они нас…». К тому времени Александр Блок уже трагически погиб, и Есенин тяжело переживал его смерть. Зал зашумел, засвистел, началось возмущение. Но вдруг поэт словно очнулся, начал читать свои стихи. Люди стихли и стали слушать, словно зачарованные.
Он читал им до полного изнеможения. В конце концов толпа его подхватила и понесла в «Европейскую». По дороге поклонницы вынули у него шнурки из ботинок и порвали на части, отрезали кусочки его галстука и другой одежды. Потом он писал Гале Бениславской: «Вечер прошёл блестяще. Меня чуть не разорвали».
Малая Морская, 24
Вернувшись из Москвы в Ленинград, поэт решил начать всё заново. У него были дерзкие замыслы - вести свой журнал, продуктивно работать. Есенин привез стопки стихотворений, все свои рукописи и черновики, чемодан модной одежды из Америки. Самое главное, что здесь готовилось к выпуску полное собрание его сочинений. Он очень беспокоился, что без него всё сделают не так.
Последние дни и часы жизни поэта окружают загадки. Даже то, как он оказался в «Англетере» (Малая Морская улица, 24), странно. Известно, что вначале он хотел поселиться у Вольфа Эрлиха, но почему-то не смог. По странному совпадению, номер Есенину достался тот, где он уже был с Айседорой Дункан. Тогда они поменяли его, так как он очень плохо отапливался. И вот ему попался тот же самый номер. До сих пор по поводу смерти Серея Есенина существует много версий, споров и теорий. Нет единого мнения, что же именно произошло в тот роковой день в холодном номере гостиницы.