6 апреля звезде советского кино Станиславу Любшину исполняется 85 лет.
Станислав Любшин родился в небольшой подмосковной деревне Владыкино (сегодня это уже является территория Москвы). Но, несмотря на территориальную близость к столице, детство будущего актера было в полном смысле деревенским. Родители Любшина трудились в совхозе. Отец работал агрономом, мать — дояркой при скотном дворе. На скотном дворе же с малых лет проводил все свое время и Станислав. Поначалу просто дурака валял с мальчишками. А в восемь лет начал работать сторожем.
Совхозные будни разнообразием не отличались. Да развлечений никаких и не было. Тогда женщины совхоза решили попытаться как-то исправить ситуацию и организовали драмкружок. Мама Любшина, считавшаяся первой красавицей на деревне, стала одной из ведущих участниц этой самодеятельности. Станислав вместе с другими деревенскими мальчишками старался не пропускать ни одной репетиции драмкружка, не говоря уже спектаклях. В школьные годы Любшин и сам стал принимать участие в самодеятельных постановках, но о том, чтобы серьезно связать свою жизнь с актерской профессией, даже не думал. Получив аттестат, поступил в сварочный техникум, а после его окончания был призван в армию.
Вернувшись после службы в родную деревню, Любшин оказался перед выбором: работать сварщиком или пойти по стопам родителей, посвятив свою жизнь совхозу. Ни к тому, ни к другому душа его не лежала. Он понял, что хочет попробовать стать актером, но боялся признаться в этом родителям. Не поймут, засмеют. Но сказать было нужно. Услышав, что сын хочет попробовать свои силы на экзаменах в театральный, родители отреагировали неожиданно. Мать расплакалась, как потом выяснилось, от радости. А отец, смерив Станислава пристальным взглядом, строго сказал: «Если становиться актером, то только одним из лучших. Но это твой выбор. Пробуй».
Путевка от Табакова
Любшин с первого раза поступил в Щепкинское училище и, еще будучи студентом, зарекомендовал себя как один из самых перспективных актеров на курсе. Еще до выпуска к нему присматривались режиссеры и художественные руководители ведущих театров Москвы. Но всех опередил Олег Табаков. Он увидел Любшина в дипломном спектакле «Оптимистическая трагедия» и тут же убедил его войти в труппу театра «Современник». В отличие от многих молодых актеров Станислав Андреевич начал не с эпизодических ролей, а сразу с главных. Так случилось, что в один из дней Табаков не мог присутствовать в «Современнике». А у него была одна из ведущих ролей в спектакле «Пять вечеров». Заменить Олега Павловича решили Любшиным. Станислав Андреевич справился с задачей настолько блестяще, что впоследствии играл эту роль по очереди с Табаковым.
В «Современнике» Любшин прослужил четыре года. После был Театр на Таганке. Потом — Театр имени Ермоловой, Театр на Малой Бронной и, наконец, МХТ имени Чехова, где актер работает по сей день. Перед Любшиным всегда были открыты двери любых театров. Только выбирай. Вот и он выбирал. Сложнее было с кино.
Трудная дружба с Шукшиным
Сниматься Станислав Андреевич начал, как только покинул стены театрального училища. Несмотря на то, что роли получал достаточно яркие, характерные, они оставались незамеченными. Всесоюзная известность пришла к нему после выхода картины Марлена Хуциева «Мне двадцать лет», в которой в качестве актеров дебютировали Андрон Кончаловский и Андрей Тарковский. Ну а после выхода приключенческого фильма «Щит и меч» режиссеры стали «рвать Любшина на части». Вот только актера это совсем не радовало. Все предлагаемые роли были плоскими, однотипными, похожими на те, что он уже играл. Именно в этот период Станислав Андреевич задумался о том, чтобы попробовать себя в качестве режиссера. Осуществить эту мечту, пусть и не сразу, ему в итоге помог Василий Шукшин.
С Шукшиным Станислав Андреевич познакомился в 1964 году на съемках детской картины «Какое оно, море?». Знакомство было сложным. Шукшин позволял себе крепко поддавать вечерами, дебоширить. Любшину всё это было крайне неприятно. В конце концов он не выдержал и сделал Шукшину довольно резкое замечание. Василий Макарович в ответ послал Любшина куда подальше. Оба обиделись. Примирение произошло после того, как однажды ночью Шукшин принес актеру семь своих рукописных рассказов. Любшин был настолько впечатлен его прозой, что забыл все обиды. Спустя несколько лет Василий Макарович предложил актеру сценарий по своей повести «Позови меня в светлую даль». Но тогда чиновники от кино не позволили осуществиться этому проекту. Картину удалось снять уже после смерти Шукшина. Этот режиссерский дебют был высоко оценен не только в Советском Союзе, но и за рубежом. Однако прежнего рвения к режиссуре у Любшина уже не было. Возможно, его отбило противостояние чиновников, бесконечные бюрократические проволочки. С другой стороны, заполучив Любшина-режиссера, вероятно, отечественный кинематограф лишился бы многих выдающихся работ Любшина-актера.