«АиФ» вспоминает историю великой актрисы.
8 ноября 1864 года родилась актрисы Веры Комиссаржевской, посвятившей всю свою жизнь не просто театральному искусству, но созданию нового театра искренности и свободы.
Театр начинается с драмы
Вера Комиссаржевская родилась в Петербурге в семье известного оперного певца и педагога Фёдора Комиссаржевского. С детства окружённая людьми искусства, Вера, разумеется, увлекалась литературой и музыкой, но не задумывалась о театральной сцене всерьёз. Всё изменила личная драма: муж Комиссаржевской граф Муравьёв ушёл к её старшей сестре. Предательство самых близких людей стало для будущей актрисы настоящей трагедией. Утратив веру в любовь, она обратилась к искусству как новому смыслу существования.
В 1888 году актриса дебютировала на любительской сцене в Петербурге, впоследствии несколько лет выступала в дачных театрах, затем в антрепризах и провинциальных театрах, гастролировала по всей России. Рози («Бой бабочек»), Луиза («Коварство и любовь»), Софья («Горе от ума») — в каждой из своих ролей того периода актриса пыталась добиться абсолютной правдивости образа, и это время сформировало её представления о театре. Вера Комиссаржевская мечтала о большой сцене, и в 1896 году её желание осуществилось. Дебют в Александринке, годы успеха — и легендарная роль в «Чайке». Этот спектакль стал одним из главных парадоксов в истории русского театра. Премьера на императорской сцене была названа провалом, но в то же время сам Чехов увидел в Вере свою Нину Заречную — не это ли лучшая награда для артиста. «Никто так верно, так правдиво, так глубоко не понимал меня, как Вера Фёдоровна… Чудесная актриса. Она так играет Нину, словно была в моей душе, подслушала мои интонации», — говорил впоследствии Чехов.
Веру Комиссаржевскую называли «Чайкой русской сцены». Актриса привнесла в Александринский театр новые краски, её игра обнажала скрытые смыслы, заставляла чувствовать — подобной эмоциональной насыщенности русская сцена никогда раньше не видела. «Я вспоминаю её лёгкую, быструю фигурку в полумраке театральных коридоров, её печальные и смеющиеся глаза, требовательные и увлекательные речи. Она была вся мятеж и вся весна…» — писал о своей современнице Александр Блок.
Путь к «театру души»
В 1902 году Вера Комиссаржевская ушла из Александринки, задумав создать собственный «театр души». Драматический театр В. Ф. Комиссаржевской открылся в 1904 году спектаклем «Уриэль Акоста», а уже через два дня состоялась премьера «Кукольного дома» Ибсена с Комиссаржевской в роли Норы.
«Её внутренняя энергия через предметы передавалась в зрительный зал, настолько эти предметы были наэлектризованы её пальцами. <…> Её речь подобна шелесту драгоценной ткани», — так отзывалась актриса Валентина Веригина об этой работе Комиссаржевской.
Мейерхольд не смог воплотить в жизнь мечты Комиссаржевской о театре «обнажённых страстей», но и самой актрисе этого сделать не удалось. Дальнейшие поиски правильного пути привели театр к творческому кризису, а саму Веру Фёдоровну — к мысли о том, что воспитывать актёра нужно ещё до прихода в театр. Её последней идеей было создание школы-студии, воспитывающей не только актёра, но и личность. Но приступить к осуществлению своих замыслов Вера Комиссаржевская так и не успела: 23 февраля 1910 года, во время гастролей в Ташкенте, она умерла от чёрной оспы. В 1906 году, увлёкшись идеей условного театра, Вера Комиссаржевская пригласила в свой театр Всеволода Мейерхольда на должность главного режиссёра. Это сотрудничество стало ярким периодом в жизни каждого из них, но в одном театре не было места для двух столь сильных художников, и уже после первого сезона режиссёр был отправлен «в отставку». «Мейерхольд создал в театре атмосферу, в которой я задыхаюсь всё это время и больше не могу», — признавалась Вера Фёдоровна.