27 апреля актёру, которого вся страна запомнила и полюбила в роли Бывалого в известных фильмах Леонида Гайдая, исполнилось бы 90 лет.
Про Моргунова говорили, что он стал «заложником одного образа». И это правда. Несмотря на то, что в его фильмографии более 100 ролей, запомнили актёра всего по нескольким картинам, причём в одном образе. Но правда и то, что Моргунов, будучи человеком противоречивым и неоднозначным, стал заложником всевозможных стереотипов о себе. Даже те, кто знал его лично, рассказывают о нём разное. «АиФ» попытался рассмотреть основные слухи об актёре и разобраться, что из этого правда, а что — пустые сплетни.
«Говорят, что был жутким бабником»
Моргунов тщательно скрывал свою личную жизнь от посторонних глаз. Шутил про себя, что человек он скромный, несмотря на свою порядочность. Но если в его скромности многие коллеги сильно сомневаются, то оснований подвергать сомнениям порядочность Моргунова в отношении женщин они не находят. При этом всю жизнь актёр любил двух женщин одновременно. 10 лет он прожил в гражданском браке с балериной Большого театра Варварой Рябцевой, которая была старше его на 13 лет. Но Вава, как он её ласково называл, не могла иметь детей. В итоге Моргунов женился на студентке, которая была младше его на 13 лет. С ней он и прожил до конца дней. С ней воспитал двоих сыновей, один из которых погиб в 26 лет в аварии.
«Говорят, что был пьяницей»
Откуда появился миф о том, что Моргунов — запойный алкоголик, ни сам актёр, ни его близкие так и не смогли понять. Да, Евгений Александрович любил шумные застолья, но выпивал не больше других. Его «наркотиком» был не алкоголь, а еда. Поесть он любил, хотя врачи настоятельно рекомендовали актёру соблюдать диету: его вес превышал 130 кг. С 25 лет актёр страдал диабетом, который с годами прогрессировал и только чудом и усилиями жены не лишил Моргунова обеих ног.
«Говорят, что перессорился со всеми друзьями»
История о том, как Моргунов поссорился прямо во время съёмок с режиссёром Леонидом Гайдаем, стала уже хрестоматийной. Конфликт случился на съёмках фильма «Кавказская пленница». Актёр якобы пришёл на просмотр рабочего материала подвыпившим и в компании посторонних людей. Гайдаю это не понравилось. Слово за слово — разразился настоящий скандал! В итоге фильм доснимали уже без Моргунова. Использовали дублёров.
Помирить актёра с режиссёром пытался Сергей Бондарчук. Но всё было бесполезно. Оба были с характером и не хотели идти на уступки. По воспоминаниям вдовы Евгения Александровича, к концу жизни её супруг в пух и в прах рассорился со своими многолетними партнёрами по съёмочной площадке: Вициным и Никулиным.
«Евгений Александрович неосторожно высказался в адрес Никулина в одной из газет: мол, работали вместе, а Госпремию получил один Никулин. И пошло-поехало!» — вспоминает Наталья Моргунова. Впрочем, она также подчёркивает, что актёры из любимой зрителем троицы в жизни никогда не были закадычными друзьями.По другой же версии, Моргунов и Никулин рассорились из-за очередного розыгрыша Евгения Александровича. Мол, как-то Моргунов встал у входа в Цирк на Цветном бульваре и громогласно сообщал, что все желающие улучшить свои жилищные условия могут обратиться к Никулину. После очередного настырного посетителя Юрий Владимирович не на шутку разозлился: «У нас своих клоунов хватает!» На этом отношения были испорчены окончательно.
Моргунов вообще не признавал никаких авторитетов. С вышестоящим начальством разговаривал так, словно это его одноклассники. Впрочем, то, что не прощалось другим, Моргунову почему-то сходило с рук. Однако конфликт с Министерством культуры с рук ему всё-таки не сошел. Звание народного артиста ему так и не дали. А значимых ролей в кино после конфликта с Гайдаем он так и не сыграл.
«Говорят, что Моргунову выбиться в артисты помог Сталин»
Так ли это на самом деле, никто точно не знает. Но Моргунов часто сам рассказывал, что в 1943 г. решился написался письмо вождю народов с просьбой пристроить его в театр. Сталин якобы ему ответил. В ответе было сказано, что товарища Моргунова следует направить для поступления в театр Таирова актёром вспомогательного состава. Известно, что в этом театре он проучился год, после чего перевёлся во ВГИК на курс Сергея Герасимова.
«Говорят, имел дурной характер»
«Последние 15 лет Женя жил практически „под ножом“. Ему многократно твердили врачи: „Ампутируем ноги!“ — вспоминает Наталья Николаевна, супруга актёра. — Он стал очень вспыльчивым и даже просто невыносимым: грубым, озлобленным. Я прощала и терпела, понимая, что всему причиной болезнь». Моргунов окончательно сдался после смерти сына. Лишь в редкие минуты к нему возвращалось его чувство юмора и дурашливость. «Вы меня отсюда не вынесите! — Говорил он врачам. — Я же просто невыносимый!»