19 апреля — день рождения сценариста «Вия» и режиссёра «Каменного цветка».
Новые времена выбирают новых героев. В нашем кинематографе часто героями становятся голливудские светила. А об отечественных «покорителях» Голливуда говорят, что зачастую им там ничего не светит. Сегодня уже мало кто помнит, что когда-то в нашей стране жил и работал человек, который на самом деле покорил и удивил прославленный Голливуд. Человека этого звали Александр Птушко.
Надо сказать, Александр Птушко всю свою жизнь поражал всех: родных, друзей, знакомых, коллег. Ведь всё, за что он брался, у него получалось идеально. А начинал свою кинодеятельность Птушко... мастеря кукол для аниматора Юрия Меркулова. И так удачно он всё мастерил, что Меркулов сделал талантливого молодого человека своим единственным преемником и передал ему целую мастерскую объёмной мультипликации.
И уже в 1935 году Птушко смог поразить всех и каждого, сняв невиданный для тех времён по масштабности и зрелищности художественно-анимационный фильм «Новый Гулливер». Помимо актёров, в фильме сыграли... 1500 кукол. Говорят, это творение Птушко высоко оценил Чарли Чаплин, а голливудские критики обозвали нашего творца «русским Спилбергом».
Дальше были любимые многими советскими зрителями «Сказка о рыбаке и рыбке», «Весёлые музыканты», «Золотой ключик», а после началась война. Александру Птушко пришлось с семьёй перебраться в Алма-Ату. Но и здесь неуёмный талант мастера на все руки нашёл себе применение. Помимо того, что Александр Птушко работал в тылу над военно-патриотическими картинами, он ещё и подрабатывал в свободное от работы время — шил кожаную и замшевую обувь, мастерил брошки, вышивал знамёна. Это позволяло хоть как-то прокормить семью, ведь на киностудии в военное время платили сущие копейки. Говорят, Птушко был настолько искусным мастером, что даже помогал декораторам своих фильмов, сам пилил, возводил, строил.
Кстати, знакомство Голливуда с Птушко на «Гулливере» не закончилось. После окончания войны Александр Лукич удивил Запад ещё больше.
Сначала он снял фильм «Каменный цветок», за который в Каннах мастеру вручили один из призов, а в Советском Союзе наградили Государственной премией. Затем Птушко взялся за «Садко», а потом перешёл на «Илью Муромца». Вместе с «Садко» Александр Лукич увез из Венеции Серебряного льва, а с «Ильёй Муромцем» попал в Книгу рекордов Гиннесса за то, что снял в своей картине немыслимое количество массовки — 104 тысячи человек.
И «Садко», и «Илью Муромца» посмотрел не только весь Советский Союз, но и огромная часть западного общества. В конце 1950-х годов знаменитый американский продюсер Роджер Корман приобрёл права на прокат этих фильмов в США. Единственное, американцам пришлось переименовать картины, так как ни про Садко, ни про Илью Муромца в Америке и слыхом не слыхивали. В итоге в западных кинотеатрах показывали фильмы Птушко под названиями «Волшебное путешествие Синдбада» и «Камень и дракон».
После ошеломительного успеха Александр Лукич взялся за сказку для более взрослой аудитории — он задумал экранизировать «Алые паруса». Сначала подготовка к съёмкам шла как по маслу, но дело застопорилось на выборе главной героини. Все вокруг твердили Птушко, что Ассоль должна играть Анастасия Вертинская. Но он почему-то видел в этой роли совершенно другую актрису. Переубедил его только худсовет, а затем и сама Вертинская после того, как режиссёр посмотрел первые отснятые эпизоды. Именно она была той самой настоящей Ассоль.
В перерывах между съёмками своих непревзойдённых сказок Александр Лукич писал сценарии. Один из них был по «Вию» Гоголя. Но сам снимать «ужастик» он не собирался, подарил сценарий начинающим режиссёрам. Но когда посмотрел первые эпизоды, был разочарован — молодёжь не справилась. Пришлось браться за дело самому. Александр Птушко снял такого «Вия», который до сих пор пугает видавших виды любителей ужасов.
Но, пожалуй, самым любимым и самым необычным режиссёрским творением Александра Птушко можно назвать «Руслана и Людмилу». Одна только говорящая голова, стерегущая меч-кладенец чего стоит! Кстати, Птушко на этой картине пришлось выдумывать не только то, как состряпать на советской киноплёнке шедевральные спецэффекты, но и то, как оснастить площадку... попугаями. В одном из эпизодов, по сценарию, должны были участвовать 300 экзотических пернатых. Но так вышло, что реквизиторы насобирали с миру по нитке только несколько птах. В итоге Птушко потребовал раскрасить голубей и прицепить им бутафорские хвосты. На премьерных показах никто из зрителей подмены не заметил.
В последние годы Александр Лукич сильно болел, но он всегда появлялся на съёмочной площадке вовремя, никогда не жаловался, не подавал вида, что ему плохо, он до последних дней работал над своими необыкновенными сказками и параллельно учил декораторов, аниматоров, ассистентов, осветителей, операторов и актёров.