Владимир Зельдин стал первым в мире театральным актёром, перешагнувшим 100-летний юбилей, оставаясь в профессии.
Когда чуть больше года назад мы договаривались с Владимиром Михайловичем об интервью по случаю его 100-летнего юбилея, он, на секунду задумавшись, деловито сказал: «У меня такой плотный график - днём дела, потом в театр на репетицию, вечером спектакль… Позвоните мне часов в двенадцать, тогда и поговорим». «В двенадцать ночи?!» - удивился я. «Ну да! Вы же ещё спать не будете?»
Так получилось, что «АиФ» стал одним из последних изданий, которому легендарный актёр дал полное удивительных подробностей и откровений интервью…
«Ленина видел!»
Все свои годы Зельдин вёл активную, наполненную работой жизнь. Его биография - яркая иллюстрация к огромному периоду истории России. Родился при Николае II, жил при Ленине, Сталине, Хрущёве, Брежневе, Ельцине, Путине… На вопрос о том, какие прожитые события нашей истории оказались для него наиболее удивительными, Владимир Михайлович, ненадолго задумавшись, уверенно ответил: «Смерть Ленина! Мне тогда было девять лет. Я был уверен, что такие люди не умирают. И как такое могло случиться - в моей голове никак не укладывалось. Ещё помню, как во время парадов на трибуне Мавзолея видел всё руководство нашей страны во главе со Сталиным, Молотовым. Луначарского видел, Маяковского, много исторических личностей...
Крайне удивительным для меня оказался период НЭПа. Для всех граждан страны это было фантастическое событие. Полки магазинов были переполнены продуктами, причём отечественными. Зерно, картофель в больших объёмах продавали за рубеж. Червонец был золотой. Казалось, ещё немного - и наступит утопия, всеобщее счастье».
Несмотря на испытания войнами - сначала Гражданской, затем Великой Отечественной, несмотря на голод, смерть сына от первого гражданского брака (всего у него было два незарегистрированных брака и лишь третий - официальный), Владимир Михайлович признавался, что счастье своё он всё-таки обрёл.
«Даже в самые трудные времена мы ничего не вырывали друг у друга из рук. Это правда. Мы не стремились к обогащению, к какому-то комфорту. Интересы страны были для нас на первом месте. Может быть, я идеализирую, но у меня есть ощущение, что советское поколение людей было более законопослушным. И люди были добрее друг к другу. Это дорогого стоит, и в этом заключается определённое счастье», - рассказывал «АиФ» Владимир Михайлович.
Свой 101-й день рождения (10 февраля) актёр встретил на сцене родного театра, где сыграл главную роль в посвящённом ему спектакле «Танцы с учителем». В Центральном академическом театре Российской армии он прослужил 70 лет!
«Я знаю и уверен в одном - примирить и сплотить людей способна культура. Это не пустые слова. Как сказал академик Лихачёв: «Культура - это душа нации». Высокий уровень культуры в обществе способен победить коррупцию, халатность, преступность и прочие неприятные явления нашей жизни. Но при всём этом с некоторыми преступными элементами надо бы обходиться построже. Может, я неправ, но это моё мнение - гражданина, который прожил в этой стране 100 лет».
«Не спешите списывать...»
Прошлый год для Владимира Михайловича выдался не самым простым. Оступившись, он упал и сломал шейку бедра. После сложнейшей операции, в ходе которой пришлось поменять сустав в ноге, казалось, с актёрской деятельностью покончено. Но когда через несколько месяцев Зельдин вновь вышел на сцену - удивлены были не только коллеги, поклонники, но и врачи. «Я люблю жизнь, так что не спешите списывать меня со счетов», - отшучивался он.
Вообще Владимир Михайлович несколько раз стоял на пороге смерти, но каждый раз судьба хранила его. В 37‑м вызвали на Лубянку, но сфабрикованное дело рассыпалось. Его отправили на фронт в первые же месяцы войны, но потом вернули на съёмочную площадку фильма «Свинарка и пастух». В 80 лет он перенёс обширный инфаркт, но уже через четыре месяца вновь вышел на сцену.
На мой вопрос о возрасте Зельдин, подумав, ответил так: «Я скажу словами писателя Оскара Уайльда: «Трагедия старости в том, что ты себя чувствуешь молодым». А я чувствую себя молодым, несмотря на то что мне сто лет в обед». (Смеётся.)
Вдруг он замолчал, а после выдал: «Молодой человек, уже второй час ночи! Спать пора! У меня завтра куча дел, а мы о глупостях разных болтаем!» Владимир Михайлович торопился жить, несмотря на то что судьба отмерила ему долгий жизненный путь...