Эдит Пиаф прошла путь от выступлений на самых грязных улицах Парижа до грандиозных концертов в крупнейших залах мира. АиФ.ru вспоминает сложный путь великой певицы.
Дитя улиц
По известной легенде, Эдит Джованна Гассьон родилась холодной декабрьской ночью прямо на грязной улице парижского пригорода Бельвиль. Её мать — несостоявшаяся актриса Анит Мойяр — завернула новорождённую дочь в плащ прибежавшего на крики полицейского и ушла, а отец — Луи Гассьон, уличный акробат — сразу после рождения девочки отправился на фронт.
Будущую музыкальную звезду отдали на воспитание бабушке, которая обращалась с малышкой не самым лучшим образом: поила разбавленным вином вместо молока, чтобы та не шумела. Девочке повезло, что всего через два года отец вернулся с войны и отвёз её к своей матери, содержавшей публичный дом. Только теперь родные обнаружили, что малышка абсолютно слепа. То ли медицина, то ли обыкновенная родительская забота, то ли святая Тереза, которой молились всем домом, помогли Эдит прозреть. Как потом вспоминала певица, первое, что она увидела, были клавиши пианино.
Вскоре Эдит пошла в школу. Но так как большинство родителей не хотели видеть рядом со своими детьми ребёнка, живущего в публичном доме, учёба для «недобропорядочной» девочки быстро закончилась. Отец забрал Эдит в столицу, где они начали вместе работать на площадях — он показывал акробатические трюки, а она пела.
Воробушек
В 15 лет Эдит ушла из дома и одна продолжила выступать на улицах Парижа, пока её не заметил директор знаменитого кабаре «Жернис» Луи Лепле. Невзрачная внешность девушки не помешала ему разглядеть юное дарование. Лепле пригласил Эдит участвовать в своей программе и ни разу не пожалел о своём выборе: все выступления певицы проходили с колоссальным успехом. Директор придумал для артистки псевдоним «Пиаф», что означает «воробышек», научил её репетировать с аккомпаниатором, выбирать и режиссировать свои песни. Лепле убедил певицу, что её место не на улице, а на профессиональной сцене. Эдит будто попала в сказку про Золушку, но волшебство было недолгим: всего через 2 года Лепле умер. А она оказалась в списке подозреваемых в убийстве, так как перед смертью он указал её имя в завещании.
Скандал вокруг Эдит и Лепле вызвал такой резонанс, что девушка больше не могла выходить на сцену — её освистывали и унижали во время публичных выступлений. Она вернулась на улицу, ещё не зная, что впереди её ждёт ещё одно счастливое знакомство. В маленьком агентстве по трудоустройству Эдит встретилась с человеком, которому довелось сделать из неё настоящую звезду. Знаменитый поэт Реймон Ассо дружил со многими исполнителями и издателями, имел обширные связи в мире, куда Эдит так стремилась попасть. Он позаботился о репутации певицы и написал для неё несколько песен, ставших настоящими хитами. Именно благодаря трудам Ассо, «Воробушек» почувствовала себя королевой сцены. Она изменила причёску, манеры, стиль в одежде, который остался с ней навсегда.
Дань любви
Во время Второй мировой войны Эдит выступала перед французскими военнопленными, поддерживая их боевой дух, а после войны успешно продолжила творческую деятельность. Ей восхищались все — простые люди и ценители искусства, пресса и власть. В 1962 году состоялось её триумфальное выступление на Эйфелевой башне, музыкальная звезда пела свои самые известные и любимые песни по случаю выхода фильма «Самый длинный день».
Но несмотря на ошеломительную популярность, Эдит всегда была одиноким человеком. Ещё в 16 лет певица вышла замуж за предпринимателя Луи Дюпона, который её бросил, так как, по его мнению, жена слишком много времени уделяла работе. Но главной любовью в жизни певицы стал чужой муж — Марсель Сердан, с которым она встретилась уже в послевоенное время. Роман легендарного боксёра и музыкальной звезды развивался стремительно, а жёлтая пресса с удовольствием придумывала скандальные подробности, ведь у чемпиона мира уже была жена и трое детей. Однако счастье Эдит снова было недолгим, в 1949-м Сердан попал в авиакатастрофу, когда летел к любимой на встречу. Минуты горя певице помог пережить морфий, без которого она к тому времени уже не могла ни спать, ни петь. Но самым большим страхом для Эдит оставалась жизнь без музыки: «Я подохну в тот день, когда не смогу больше петь», — часто повторяла звезда.
Она умерла 10 октября 1963 года, в последний путь великую певицу провожали десятки тысяч человек, многие из них не скрывали своих слёз. Друг Эдит, режиссёр Марсель Блестен, в тот день писал: «Париж… весь Париж стоял в почётном карауле. Люди были в окнах, на тротуарах. Движение остановилось, и ты прошла через твой город, твой Париж. Все эти люди пришли не из любопытства, они ждали тебя, чтобы отдать последний долг, последнюю дань любви. Они хотели, чтобы ты поняла: отныне Париж уже не будет таким, как прежде, что-то ушло навсегда».