12 февраля 1881 года в дачном посёлке под Петербургом родилась Анна Павлова, которой суждено было стать выдающейся балериной XX столетия. SPB.AIF.RU вспомнил интересные подробности её биографии, головокружительные фуэте и фантастическое обаяние.
Из всех балерин XX столетия Павлову можно назвать одной самых красивых и впечатляющих своим обаянием женщин. Удивительная грация, гордая посадка головы и непременная чуть заметная улыбка не могли не вызывать восхищения. Однако, несмотря на огромный успех у мужчин о личной жизни Павловой известно немногое. Может быть, всё дело в том, что балерина считала служение искусству смыслом своей жизни и даже сказала однажды: «По-моему, истинная актриса должна жертвовать собой, своему искусству. Подобно монахине, она не вправе вести жизнь, желанную для большинства женщин». Вероятно, поэтому история, хранящая огромнейший материал о её карьере, оставила очень мало сведений о ней самой.
12 февраля, в день рождения Павловой, SPB.AIF.RU вспоминает историю жизни великой балерины.
Рождение легенды
Известно, что Анна Павлова родилась в дачном посёлке Лигово, где находились фешенебельные особняки и куда предпочитала выбираться из города на лето петербургская знать. Своего отца, бывшего отставного солдата Преображенского полка Матвея Павлова, девочка не помнила, да и мало кто верил в то, что она была дочкой обычного служивого. Поговаривали, что её настоящим отцом являлся Лазарь Поляков, банкир и младший брат известного строителя железных дорог Самуила Полякова. К тому бедное детство будущей примы плохо увязывалось с летним отдыхом в двухэтажной дачей в Лигове, частые ее посещения Мариинского театра, где абонировались лучшие места, а также обучение в Императорской балетной школе, уроки в которой могли брать дети только очень обеспеченных родителей.
«Пушинка на ветру – она будет летать на сцене»
Характер Павловой - волевой, решительный и целеустремлённый - начал проявляться ещё в детстве. В возрасте восьми лет девочка, сидя на спектакле в Мариинском театре, категорично сказала своей материи: «Я буду танцевать «Спящую Красавицу» в этом театре!». Желание скоро стало претворяться в жизнь: девять лет Павлова провела в балетной школе, где уклад жизни был по-монастырски суров, а обучение – тяжёлым, но плодотворным. Здесь следовали традициям классического балета, великолепно ставили технику и не терпели лени. Однако на пути поступления в балетную школу Павлову встретили препятствия. Первая попытка поступить сюда закончилась провалом: балетмейстеры сочли девочку слишком хрупкой и чересчур болезненной. Судьба её решилась во время второй попытки, когда знаменитый на весь мир солист балета и хореограф Мариус Петипа, увидев пробы юной Павловой, сказал: «Пушинка на ветру – она будет летать на сцене». После такого резюме Павлова была принята в школу.
После окончания Вагановского училища, в 1899 году Анна Павлова поступила в труппу Мариинского театра, где танцевала партии в классических балетах «Щелкунчик», «Конёк-Горбунок», «Раймонда», «Баядерка», «Жизель». Железная воля и не терпящий поблажек характер, благодаря которому даже во время болезни она выходила на сцену и каждый раз выступала лучше, чем в предыдущий, помогли ей в 1906 году стать ведущей танцовщицей труппы. Уже тогда критики балета выделили её уникальную и самобытную манеру танца, которая, не выходя за рамки классического балета, была оригинальной и превращала знакомые сюжеты в шедевральные динамические зарисовки, где было много драматичного, эмоционального и одновременно сдержанного.
«Умирающий лебедь» Фокина и «Русские сезоны» Дягилева
Первым наиболее заметным скачком в карьере стало участие Павловой в 1907 году на благотворительном вечере в Мариинском театре, где она исполнила специально поставленную для неё выдающимся хореографом Михаилом Фокиным миниатюру «Лебедь». Позже номер, ставший символом русского балета, получил название «Умирающий лебедь».
Балет Фокина стал новым этапом в формировании русского танца, который приверженцы классики восприняли как откровенное оскорбление и опошление традиций. Однако новый век требовал новых решений, и когда в 1908 году Александр Бенуа представил известному антрепренёру Сергею Дягилеву Фокина, тот пришёл в восторг и пригласил балетмейстера к себе в труппу, которая должна была отправиться в Европу с программой «Русские сезоны» и показать миру, что значит «танец по-русски».
В труппу, которая должна была отправиться в Париж, вошли также Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский и Анна Павлова – тройка самых мощных мастеров отечественного танца. Русские сезоны имели шумный успех, портрет кисти Серовой с изображением Павловой стал эмблемой программы, а выступление «Лебедя» - «доказательством того, что танец может и должен не только радовать глаз, но должен проникать в душу».
Всемирная слава и почитание
Триумф Павловой был воистину грандиозным. Имя балерины стали произносить с обожанием и поклонением. Однако Анна сделала неожиданный ход. Несмотря на то, что на протяжении дальнейших двадцати лет она танцевала «Умирающего лебедя», всегда с теплотой отзывалась о своём участии в «Русских сезонах», буквально сразу после окончания гастролей Анна решила собрать собственную труппу и уйти от Дягилева.
Всё дело в том, что наряду с демонстрацией достоинств русского балета, «в Париже русское искусство подавали, как и русские кушания, по обычаю слишком роскошно, слишком уж сытно…», - писала Павлова. Позже она говорила, что «не танцевала там того, чем создала себе имя…».
Павлова ценила эстетику танца и считала, что её не должны заслонять шикарные декорации, грандиозное оформление, даже если оно создано самим Леоном Бакстом. По её представлению, танец должен был оттенять сам себя, не прибегая к подручным средствам.
После уход из труппы Дягилева Павлова создала свою, с которой гастролировала около двадцати лет, заслуживая овации в самых отдалённых частях света.
«Приготовьте мой костюм лебедя»
Последнее выступление Павловой в Мариинском театре состоялось в 1913 году, а в России — в 1914 году, после чего она безвозвратно уехала в Англию. На родину Павлова так никогда и не вернулась. Возможно, если бы колесо истории России покатилось в иную от социализма сторону, она бы приезжала с гастролями и, может быть, даже переехала обратно, однако Павлова и её слишком свободный балет не вписывались в формальное искусство советской России. Балерина осталась в столице Англии.
Умерла Павлова в возрасте 49 лет, когда зимой 1931 года, переезжая в Голландии с одного концерта на другой, балерина попала в железнодорожную катастрофу. Она осталась жива, однако оказавшись в лютый мороз в одном лишь тонком платье, она простудилась и скончалась в последний день января в Гааге. Ее похоронили в Лондоне. Поговаривают, что последними словами великой балерины были «Приготовьте мой костюм лебедя».