22 января исполняется 60 лет Леониду Ярмольнику. И встретит он его так, как любой актер мог бы только мечтать. В феврале наконец-то выйдет на экраны фильм «Трудно быть богом» Алексея Германа, рождавшийся в муках 14 лет. Леонид Ярмольник сыграл там главную роль — дона Руматы.

фото: Геннадий Авраменко

Эта картина, как и встреча с Германом, наверняка перепахала всю жизнь Леонида Ярмольника. На нее ушли долгие годы, полные ссор, взаимных обид и открытий.

Казалось, что эти два человека находились в непрекращающемся конфликте, мучили, истязали друг друга, а работа стала для них адом. В документальном фильме, снятом о том, как рождался фильм «Трудно быть богом», видно, что Ярмольник на пределе. Он устал, обижает Германа, а тот сердится на него. Обычный человек не поймет, зачем вообще так страдать. Но страдать стоило. Любой артист, окажись он на месте Ярмольника, с радостью бы принял эту муку. Не раз Леонид Ярмольник принимал решение не приходить больше на съемочную площадку, но, по счастью, не поддался эмоциям. Да, говорил он, у Германа сложный характер, но и я не сахар.

А ведь как все начиналось… Сколько удивления вызвал сам факт приглашения, как тогда многим казалось, удачливого шоумена и телеведущего на серьезнейшую роль, да еще у Германа. А Герман поставил ему условие: уйти из телеэфира. И Ярмольник все бросил, исчез из «ящика» ради работы, которая казалась единственным шансом сделать что-то, чего, может быть, никогда больше не будет. Но не будем забывать, что к тому времени уже появился фильм «Барак» Валерия Огородникова, где Ярмольник превзошел сам себя, доказал всем неверующим, что он серьезный и глубокий артист и многое может. Роль изувеченного фотографа Жоры — одна из лучших в его биографии. «Барак» тоже трудно рождался. Не было денег на его завершение. И тогда Леонид Ярмольник стал продюсером фильма, чтобы его спасти.

 




фото: Геннадий Авраменко


 

У него богатая, пестрая и интересная жизнь. Он переиграл множество лихих и иногда экстравагантных ролей. Трудился без устали, как мотор, поражая бешеной энергией и интересом к жизни. Умел собрать вокруг себя интересных, творческих людей. Все, что ни делал, непременно с энтузиазмом, без кислой мины, никогда не демонстрировал пресыщенности и высокомерия. Работал в Театре на Таганке — это тоже непростой и незабываемый опыт. В кино встретился с такими разными режиссерами: Аллой Суриковой в «Человеке с бульвара Капуцинов» и «Московских каникулах», Георгием Данелией в «Паспорте» и «Орле и решке», Дмитрием Астраханом в «Перекрестке», Валерием Тодоровским в «Моем сводном брате Франкенштейне». Не раз он становился продюсером тех картин, в которых снимался. А известность пришла к нему еще в конце 70-х, когда вышли фильмы «Сыщик» Владимира Фокина и «Тот самый Мюнхгаузен» Марка Захарова. Свою лепту в дело популярности внес и взорвавший телеаудиторию «цыпленок табака» в программе «Вокруг смеха», родившийся из этюда, которые делают все актеры. И отлепиться потом от этого образа было сложно. Ярмольник успешно работал на телевидении, вел несколько программ — от «Форта Боярд» до «Золотой лихорадки». А потом охладел к телевидению, утратил к нему интерес. Не хотелось повторяться, тиражировать однажды найденное, слиться с безликой массой. Как тут не вспомнить Алексея Германа, который постоянно горевал о том, что наступает торжество серых, именно они все чаще правят бал.

Теперь, став Руматой, Леонид Ярмольник точно не как все, и, как это ни высокопарно прозвучит, он — в касте избранных. Его имя останется в истории кино.

 

Обсуждение закрыто

Вход на сайт