Наталия Белохвостикова - о муже Владимире Наумове, тюльпанной романтике и усыновлении
Известная актриса Наталия Белохвостикова уверена: всё в её жизни - случайность. И встреча со знаменитым режиссёром Сергеем Герасимовым, у которого она потом училась и снималась. И знакомство с будущим мужем - режиссёром Владимиром Наумовым, одним из авторов киношедевров «Легенда о Тиле», «Тегеран-43» и др. И появление нового члена семьи, Кирилла, - тоже судьба. Наталия Николаевна никогда не собиралась усыновлять ребёнка, но однажды в детском доме, где они с семьёй выступали, к ней подошёл мальчик... Ей год выматывали душу, пока она занималась оформлением документов Кирилла. «У вас кончилась эта медицинская справка, нужна новая», «Принесите подтверждение, что несудимы». Но актриса ни разу не воспользовалась своими регалиями и прошла весь тягостный бюрократический путь...
Ольга Шаблинская, «АиФ»: Наталия Николаевна, вы основали кинофорум «Я и семья». Ему уже 6 лет, правильно?
Наталия Белохвостикова: Он проходит шестой год в Москве, а начали мы 11 лет назад, когда вообще проблемы семьи, приемных детей, сирот, детских домов, одиночества никто не обсуждал. На последнем фестивале неделю мы показывали кино в 8 кинотеатрах бесплатно. В любой точке, где проходит форум, а он раскидан по всей Москве, человек может просто открыть дверь и войти: слушать психологов, разговаривать с ними, общаться с режиссерами, артистами… Смотреть фильмы, спектакли. И всё это, повторюсь, бесплатно.
- Наталия Николаевна, а как начинался проект «Я и семья» в знаменитой паре Наумов-Белохвостикова? Как вы познакомились?
- В самолете на пути в Белград. Это судьба. Мы могли никогда не встретиться, я работала на студии Горького, Наумов снимал на «Мосфильме». Я, кстати, пробовалась в одну картину, где он был в худсовете. Но они утвердили другую артистку. Я совершенно Наумову не показалась.
Тогда, в самолёте, я увидела совершенно сумасшедшего человека, который вел себя гениально. (Смеётся)
- Что же такого сумасшедше-гениального Наумов делал?
- Ему предлагали закурить, Наумов брал сигарету, ему зажигали огонек, а он не прикуривал. И весь полет нюхал эти сигаретки, мял их, табак сыпался ему на брюки, на пол... Ему предлагали закурить опять, и всё повторялось. Я думала: «Ну всё, понятно. Причуды гения». А ведь учила историю кино, Алов, Наумов... Спустя время Володя мне рассказал, что за две недели до этого полёта бросил курить, а курил он с 14 лет… Произошло это интересно. Его друг, который обладал гипнотическими способностями решил Наумова вылечить: «Слушай, ты уже немолодой человек, хватит курить, ты кашляешь без конца, ложись, сейчас я всё сделаю». Наумов улегся на диван: «Ну давай». И тот стал ему рассказывать: «Курить вредно, в лёгких будет чернота, можно заболеть, будешь долго лечиться». В общем, говорил какие-то благо-глупости, которые все говорят. Наумов лежал и ждал, когда это безобразие кончится. «Ну, всё?» - «Да, вставай, теперь курить не будешь». - «Я курить не буду?! Дай сигарету». – «На». Володя взял сигарету, подержал её и выбросил в окно. Я никогда в жизни не видела, чтобы он курил, только на фотографиях. И тогда в самолёте у него была, так сказать, ностальгия. (Улыбается)
- Как потом развивались ваши отношения?
- На протяжении недели была премьера картины, где я сыграла главную роль. В Белград пришла правительственная телеграмма: Белохвостикова получила Государственную премию Советского Союза за фильм «У озера». Мне тогда исполнилось 20 лет. Я была самым молодым лауреатом Госпремии СССР, и остаюсь им, наверное, и поныне. Наумов на меня обратил внимание, посмотрел фильм. Мы стали общаться…
- Можно ли про вашу историю сказать: «Проскочила искра, вспыхнули чувства»?
-Такого, что мы вернулись в Москву и уже не расстались, не было. Нет, Наумов с Аловым уехали на два месяца писать сценарий, потом Володя еще куда-то улетел... Я помню, как он вернулся из Голландии с премьеры «Бега». Прилетел ночью, позвонил: «Мне обязательно надо тебя увидеть». И когда мы встретились ночью, он мне привез вот такой букет (Актриса распахивает руки). Тюльпаны из Голландии! И ни один цвет не повторял другой, это же Голландия, страна тюльпанов, они были все разных оттенков…
- Такой красивый поступок...
- Очень красивый... Володя очень много ездил в тот год. Я тоже уезжала куда-то. Поэтому мы разговаривали по телефону. По полночи.
- А когда вы поняли, что всё, голова только им занята?
- Довольно скоро, я ведь была очень молоденькая, и меня как в воронку ввинчивала его жизнь. Его жизнь, в которой я взрослела, мудрела, мне было интересно всё. Мне было интересно его видеть, слышать, он часами читал стихи, познакомил с потрясающими людьми, водил на вечера Евтушенко, Бэллы Ахмадулиной. Это были его друзья... Спустя какое-то время практически каждый мы день виделись. Через год поженились.
- Американские психологи говорят о том, что люди так много уделяют времени работе, а потом удивляются тому, что всё развалилось дома. Поэтому нужно хотя бы один час отрывать от работы и посвящать его только своей семье.
- Что касается «лишний час семье». Это совершенная правда. Я выросла в дипломатической семье, жила с бабушкой в Москве, когда мама с папой были в Швеции. Я безумно скучала по ним.
Поэтому очень не хотела, чтобы Наташа из-за моей профессии жила так же и переживала, что я буду, как цыганка, носиться по миру. И действительно, сначала так и было, я узнала, что у нее зубик появился, по телефону. Мы тогда снимали «Легенду о Тиле», я стояла в Риге в телефонной будке, бросала эти 15-копеечные монеты и страдала, что не увидела этого зубика своими глазами. Но потом всё делала, чтобы быть с дочкой как можно больше. Надолго не исчезала и очень много делала, может, даже во вред себе и профессии, чтобы все-таки у неё не возникло чувства одиночества. Я была все время рядом, и это очень важно. Даже не знаю, кому больше - детям или родителям.
- Моя 10-летняя дочка ухаживает за мной, когда я болею. А Кирилл как ведет себя в трудные для вас моменты?
- Может прийти и сказать: «Хочешь, я тебе силы дам?» Берёт мою руку в свою ручонку – и передает силы. «Тебе лучше, мам?» - «Да». У него есть умение сострадать – это очень здорово. Я вижу, как он реагирует на маленьких детей на улице, как ему каждому хочется что-то хорошее им сказать, подарить. Нельзя, чтобы это пропало.
- Когда мы делали интервью с вашим супругом, он сказал, что сыном полностью занимается Наташа, все обязанности на ней.
- Во-первых, у нас нет обязанностей. У нас все занимаются всем. Естественно, есть няня, которая сына отводит и приводит из школы, потому что мы этого не успеваем. Она помогает ему.
Во-вторых, как только входит папа домой, Кирилл кидается к нему и начинает сообщать, что было за день. Он, кстати, снимается сейчас у отца в «Сказках Пушкина», играет юнгу в «Сказке о царе Салтане».
Они рисуют вместе, лепят вместе, болтают, у них какие-то свои мужские тайны. Это их мужская жизнь личная. Женщинам там места нет. (смеётся)
- Пианист Денис Мацуев сказал, что самые строгие его критики – родители. Могут сказать: «Это бездарно». А вы как ведете себя по отношению дочери? Поддерживаете во всех ее творческих начинаниях или тоже можете раскритиковать и сказать «это бездарно»?
- «Бездарно» я не говорю никогда, и вообще считаю, что неправильно давать такие оценки. Наташа поначалу сама снималась, окончила актерский факультет, а потом режиссерский окончила и стала снимать кино. Я у нее снималась в первой картине «Год лошади», во второй «В России идет снег», где играл Валера Золотухин, наверное, это была одна из последних его ролей в кино, картина еще не вышла. И вот сейчас снимаюсь, Наташа с отцом снимает «Сказки Пушкина».
На первой картине, Наумов, будучи продюсером, дал дочке слово, что ни на одну съемку не придет. Всё, что она сделает, сделает сама. И хорошее, и плохое, и ошибки, и удачи – это всё будет её. Они договорились и оба сдержали это слово. То есть Наташа полностью прошла путь от звонка до звонка как режиссер на первой полнометражной большой работе, без помощи папы-мамы. Я была на площадке, но я была артисткой и не лезла в то, как снимать, как играть кому-то там, кого снимать – это нереально в нашей семье.
- Когда вы решили усыновить Кирилла, как отреагировала на ваше решение семья?
- Мы ездили всегда вместе в детские дома. Володя и Наташа Кирюшу увидели в первый же день. Однажды мы с Володей сидели вечером и он говорит: «А что он там делает в своем одиночестве?» - «И я об этом думаю. И мы поняли: ну невозможно продолжать так же жить, куда-то ездить, улыбаться и знать, что вот он уходит в никуда и, скорее всего, в беду, в одиночество, потому что очень редко у кого из этих воспитанников складываются судьбы.
У нас была картина «Год Лошади в созвездии Скорпиона». Мы снимали там лошадь. Когда закончили съёмки, она жила в частной конюшне, и хозяйке было всё равно, что будет с животным, на нём, уже обессиленном, играли ножом в крестики-нолики. Этот конь был моим потрясающим партнером в фильме, а друзей не предают, считаю я. Я лошадь купила в итоге. Не смогла бы жить с мыслью, что её на мясо сдали. И вот этот наш друг стоит теперь на ипподроме, ресницы белые, носиком тычется, когда мы к нему приходим. Пока сын увлечен единоборствами, но, может быть, наступит миг, когда он придет на ипподром и будет заниматься всерьез конным спортом. Потому что туда не прийти нельзя, там здорово, такой мир фантастический, удивительный. Так что у меня очень много подопечных.
- Вам много пришлось в укладе семьи поменять с появлением Кирилла? Все-таки маленький ребенок…
- Вообще ничего не меняли! Как будто так и было, будто он всегда жил с нами. Он многое для меня открыл. Я люблю Италию и хорошо ее знаю. Я там и снималась, и дружила с Феллини, с Тонино Гуэрра, с Франческо Рози, у меня там горы друзей. Но это была одна Италия. А с сыном - другая Италия, когда в отеле и всей округе тебя все любят, потому что ты мама Кирилла. У него друзья появляются через несколько часов всюду, куда бы он ни приехал, в какой бы части мира. Очень добрый.
- Я вот слушаю вас, с каким вы теплом говорите про свой дом, близких… То есть в первую очередь Белохвостикова - не творческая личность, не актриса, а все-таки женщина, которая хранит свою семью?
- В первую очередь я женщина, конечно. А женщина - это существо, которое без любви, без семьи, без уютного дома не может. Я себя не вижу без своих близких.