Мы сами хотели, чтобы весь мир помнил, что в 2011 году столица Эстонии Таллинн была культурной столицей Европы. В то же время, трудно найти другую такую сферу, где было столько конфликтов и интриг. После весенних выборов в Рийгикогу Министерство культуры возглавил несомненно, интеллигентный, но раздражающий многих Рейн Ланг.

C каким чувством Вы весной этого года взялись отвечать за такую ответственную сферу, как культура?

Но что здесь можно чувствовать, кроме того, что это очень большая ответственность, очень и очень широкая сфера деятельности.  

То, что на этом поле культуры был необходим, как  некоторые Вас называют, "Лангинатор", не означает ли, что Ваша предшественница Лайне Янес не справлялась с работой?  

Я бы так не сказал. Думаю, что в отношении Лайне это несколько несправедливо. Она была министром культуры в самое трудное время, ей пришлось сокращать расходы. Любые сокращения — это очень чувствительная тема, а если вы делаете их в культурной сфере, то вы должны быть очень большим хиромантом, чтобы сделать все правильно.

Что Вы испытываете сейчас, когда Вам неоднократно и с удовольствием напоминают сказанную Вами несколько лет назад в интервью Радио Kuku фразу, что в Министерство культуры нужно бросить гранату?

В Эстонии достаточно людей, для которых художественное решение является абсолютно непонятным, у которых совершенно нет чувства юмора. Но я считаю, что эту гранату сюда уже бросили в какой-то момент, поскольку дела сейчас идут по-другому, чем прежде.

Конец года — это время прогнозов и предсказаний, все читают гороскопы Манга и т.д. Как Вы думаете, продержится ли правительство Ансипа, которое и так уже побило все рекорды, до следующих выборов?

Я никогда не буду заниматься такими самоуверенными оценками, но, в любом случае, нет никого другого, кто мог бы сформировать правительство в Эстонии.  Мы живем сегодня в очень нестабильном мире, и если мы посмотрим на то, что происходит сегодня в Америке или в России, или Европе, то все это отражается на нас, и мы в своем государстве должны быть теми рыбами, которые умело плавают в воде. Думаю, что до сих пор мы очень хорошо плавали. Есть ли у нас силы и способности так плавать и дальше - это, конечно, вопрос на миллион долларов.

Вернемся к вопросам культуры. В этом году Таллинн — культурная столица Европы. Какую бы Вы, как министр культуры, дали оценку этому событию?

До  сих пор мне кажется, что она могла бы быть «5» по 5-балльной системе.

Так щедро?

Думаю, что да. Это действительно было очень значимым событием для Эстонии. И я считаю, что вся эта организационная форма, то, как это было сделано, все это было правильно. Команда, которая этим занималась, была профессиональной.

Что Вы чувствуете, осознавая, что, возможно, благодаря Вам книги Барбары Картленд стали в Эстонии хитами продаж, несмотря на то, что Вы хотели совсем обратного?

Я никогда не отрицал, что люди могут читать то, что они хотят. Если человек идет в магазин и выбирает Барбару Картленд или что-нибудь другое, то это его  выбор. Но должно ли государство тратить на деньги на то, чтобы закупать такие книги для библиотек? К этому я отношусь очень скептически, и этого мы в следующем году, определенно, делать не будем. Но то, что это заставило людей проявить интерес к Картленд - что же с этим поделаешь, и я, конечно, не обманываюсь на этот счет. Но несколько неожиданным это было, да!

Но в то же время, и у Вас, и в широком смысле в ответах Партии реформ проглядывается, что мы знаем, что хорошо для вас, даже если вы не понимаете этого сами. Я сейчас говорю не только о литературе, а вообще.

У правительства достаточно много информации, и о многих вещах мы знаем  больше, чем обычный читатель или зритель. Думаю, что одна из больших проблем в Эстонии сегодня — это проблемы коммуникации. Та информация, которой обладает правительство и которой это правительство хочет поделиться со своим народом, до народа не доходит. Не доходит потому, что в этом не заинтересованы СМИ.

Я все ждал, когда мы дойдем до СМИ. Вы сами бывший предприниматель в сфере медиа, как же так получилось, что спустя 10 лет Вы при каждом удобном случае упрекаете СМИ?  

Нет, я не виню во всем СМИ, но я очень критически отношусь к СМИ, и, честно говоря, я настроен весьма критически к нынешней ситуации. Очень многие из руководителей СМИ ушли с журналистского поля - кто в политику, кто на государственные должности, кто куда-то еще. Я считаю, что на смену им пришло другое поколение, с другой этикой и другой шкалой ценностей.

Главным стали деньги?

Да, нужно сказать, что у руководителей некоторых средств массовой информации определяющим становятся деньги, но если деньги — самое главное, то под сомнение попадает значение журналистики в целом. Когда все покупается и продается — в этом есть что-то неладное.

Вы не хотите быть первым из ведущих политиков, который бы сказал, что строительство Эстонского национального музея в поле под Тарту не является хорошей идеей?   

Строительство Эстонского национального музея под Тарту - хорошая идея, и люди очень его ждут.    

Мир делится на людей, которые смотрят на него, образно говоря, с позиции стакан наполовину пуст или наполовину полон. Попробуем завершить на положительной ноте — чем Вы как министр культуры в конце 2011 года особенно гордитесь? 

Я очень горд, что наша народная культура достигла уровня профессионального. Такие Певческие праздники, как тот, что был в этом году, молодежные певческие праздники - все они показывают, что мы — культурная нация и постоянно разивающая нация. Но то, что у нас теперь есть и свой представитель в лице одного из композиторов в Папском совете по культуре в Риме, это для народа численностью в миллион человек неслыханно и мы должны безмерно гордиться этим и меньше жаловаться. Чем больше мы жалуемся, тем больше мы теряем нервных клеток, поэтому давайте стараться улыбаться и весело идти дальше.