Мстислав РУСАКОВ. Фото: Александр ХМЫРОВ25 января 2011 года Центр информации по правам человека отправил апелляцию в Большую палату Европейского суда по правам человека на решение Малой палаты суда от 4 ноября 2010 года, в котором суд признал обоснованным отказ Эстонской стороны не выплачивать российским военным пенсионерам гражданскую пенсию за гражданский стаж, отработанный на территории Эстонии.

В 1994 году между Эстонией и Россией было заключено Соглашение о социальных гарантиях пенсионерам Вооружённых Сил РФ на территории Эстонской Республики. В соответствии со ст. 5 этого Соглашения «выплата пенсий, ранее назначенных Российской Федерацией, приостанавливается на период выплаты пенсии органами Эстонской Республики и наоборот». Это ограничение касается порядка двух тысяч российских пенсионеров, которые, отработав в Эстонии 15 и более лет и достигнув пенсионного возраста, получили право на эстонскую гражданскую пенсию.

В 2006 году российские военные пенсионеры начали оформлять себе эстонские пенсии за гражданский стаж. С 1 мая 2006 года эстонские пенсионные департаменты приостановили выплату эстонской пенсии российским военным пенсионерам. Те из них, кто не согласился с приостановлением выплаты пенсии, обратились с жалобами в эстонские суды. Пенсионеры не добились удовлетворения своих жалоб и, пройдя все судебные инстанции в Эстонии, обратились в Европейский суд по правам человека. В жалобах в Европейский суд, в частности, указывалось, что Эстония нарушает ст. 1 Первого протокола Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, гарантирующую защиту имущества (по практике Европейского суда пенсия также является имуществом), и ст. 14 Конвенции, налагающую запрет на дискриминацию при обеспечении предусмотренных в Конвенции прав.

4 ноября 2010 года Европейский суд по правам человека в своём решении не признал нарушение Европейской конвенции и согласился с Эстонской стороной, что практика отказа выплаты гражданских пенсий российским военным пенсионерам за гражданский стаж является правомерной, так как те являются совершенно особенной социальной группой, появившейся в результате эстонско-российского соглашения, которая в силу этого является несравнимой со всеми остальными проживающим в Эстонии пенсионерами.

По заявлению юриста Центра информации по правам человека Мстислава Русакова, «обособленность российских военных пенсионеров в отдельную группу на том основании, что в отношении них было заключено соглашение, ставящее их в неравные условия по сравнению с прочими пенсионерами, живущими в Эстонии, не является обоснованной. Это создаёт опасный прецедент дающий возможность произвольно на основании соглашения двух государств дискриминировать любую социальную (или даже этническую) группу».

Обсуждение закрыто

ТОП-5 материалов раздела за месяц

ТОП-10 материалов сайта за месяц

Вход на сайт