Яан Каплинский известен и в Эстонии и в России не только как поэт, лингвист, но и своей острой публицистикой. В интервью порталу Novosti ERR он высказал интересное предложение, касающееся налаживания отношений между ЭР и РФ.
Будущий поэт родился в Тарту в январе 1941 года. И было интересно узнать, как он воспринимает исторический мирный договор с Россией, заключенный 2 февраля 1920 года и ставший таким значимым для Эстонской республики. Когда в его жизни он тоже занял особое место?
Ответ поэта на этот вопрос оказался прозаическим с современным международным продолжением:
"Когда я после войны учился в школе, то на уроках истории рассказывалось от государства Урарту до последних съездов КПСС, а об эстонской истории, Тартуском мире не было ни одного часа. Конечно, теперь я знаю нем много. Но для меня это все-таки вопрос истории.
Если же по-человечески, то мой родной дед служил в Освободительную войну на бронепоезде. И для меня главное из той истории, что был достигнут мир — нормальный и честный. Теперь вокруг Тартуского договора много риторики. А тогда сыграла роль эстонская прагматика, понимание, что история не часто дает такой шанс и нужно воспользоваться этой возможностью. Но в мирное время нам не всегда достает прагматизма. Это было и до 1940-го года и продолжается после восстановления независимости.
Приведу такой свежий пример из международной политики, за которой продолжаю внимательно следить. Я не заметил, чтобы президент Ильвес отреагировал на слова Дмитрия Медведева о том, что сталинизму нет оправдания за жертвы террора в республиках. Что эти жертвы нельзя оправдать никакими высшими государственными целями. По-моему, когда со стороны России сделали такой шаг, надо тоже делать свой шаг навстречу. Даже в самой простой форме благодарности.
Возможно, в качестве такого заочного ответа стало высказанное Ильвесом желание поехать в Москву на празднование 65-летия окончания войны", - поделился своим международным замечанием и пожеланием президенту Эстонии Тоомасу Хендрику Ильвесу поэт и гражданин, активно участвовавший в восстановлении независмости Эстонии в 80-х и 90-х годах и до сих пор не остающийся в стороне от важных тем в своих публикациях.
Владимир Фридлянд