Объявленный Международным медиа-клубом IMPRESSUM вечер памяти Героя Советского Союза Арнольда Мери и презентация посвященной ему книги были в авральном порядке перенесены в посольство Российской Федерации в Таллине.
Две крупные столичные гостиницы – Nordic Forum и Tallink Spa & Conference Hotel по сути отказали в предоставлении своих помещений из политических соображений. Недавно этим отличилась и Национальная библиотека, заявившая, что в ее стенах политикой не занимаются. Между тем этой весной именно здесь прошел съезд Социал-демократической партии Эстонии, на котором ее председателем был избран Юри Пихль, подавивший стихийный бунт мирного населения в апреле 2007 года.
В задыхающейся от отсутствия свободы слова Эстонии этот, сразу ставший популярным, журналистский клуб, а также его руководитель – обозреватель газеты «Комсомольская правда» Галина Сапожникова попали в последний годовой отчет Полиции безопасности Эстонии за… журналистскую деятельность.
Только этим упоминанием или звонком «сверху» можно объяснить, почему ряд гостиниц и ресторанов демонстрируют политическую верность власти. Кстати, многие из них внесли после апрельских событий солидные суммы в фонд оказания помощи «пострадавшим» полицейским.
Показательно, что сама власть мероприятия не запрещает, переводя репрессии в плоскость свободы коммерции, то есть права любой фирмы предоставлять помещения, или отказывать в этом, для проведения публичных собраний.
Но это сильно попахивает расизмом, когда чернокожим запрещено посещать определенные кафе и кино, пользоваться общественным транспортом. Разница только в том, что перед нами – политический расизм, который, так или иначе, свидетельствует о подавлении инакомыслия в Эстонии.
И давно ли бар „The LostContinent“ вывесил без публичного осуждения властей и СМИ объявление о том, что обслуживание тут ведется только на эстонском и английском языках, другими словами, посетители, говорящие по-русски, нежелательны.
Это и есть ростки эстонского расизма, пустившего корни в результате многолетней тотальной государственной русофобии. И никто не озабочен ее последствиями.
Пропасть раскола в обществе становится все глубже, противостояние ожесточеннее. Русское население отворачивается от эстонского государства. Нарастает дезинтеграция: за 2008 год среди русскоязычных граждан ЭР число тех, кто не желает идентифицировать себя с Эстонией, выросло с 10% до 21 %.
Этот политический и нравственный раскол внутри Эстонии оформлен символическими фигурами двух братьев Мери: Леннарта и Арнольда. Одного пытаются сделать воплощением добра, другого – зла. Неслыханная травля одного и столь же пошлое противопоставление ему другого...
Сколько моральных уродов, радующихся очередной смерти «врага», выявила смерть Арнольда Мери, сколько отморозков радовалось смерти Студенецкого и Ганина: 89 лет, 49 лет и 20 лет...
Но это – совсем другой символический ряд нашей внутренней истории – истории становления духовного единства русской общины в Эстонии. Каждая смерть символизирует связь поколений: дедов, отцов и внуков.
Эти три смерти будут связаны вместе в нашей памяти, взывая к нашей исторической совести и моральной стойкости перед лицом вызовов, которые нам бросает переживаемое нами всеми время распада.