14 марта 2009 года мы поехали в Ригу на международную конференцию, посвященную проблемам пересмотра истории Прибалтики ХХ века. Но недалеко от Айнажи, в пяти километрах от эстонско-латвийской границы около семи часов вечера машину, на которой мы ехали впятером, остановили представители власти Латвии. После проверки наших документов нам было вежливо предложено покинуть территорию одной страны Евросоюза – Латвии и убыть обратно в другую страну Евросоюза – Эстонию.
После того, как мы потребовали разъяснить, на каком основании нас ограничивают в свободе передвижения по территории Евросоюза, нам показали документ на двух листах с длинным перечнем фамилий. Это – распоряжение министра внутренних дел Латвийской Республики, согласно которому лицам, внесенным в «черный список», запрещен въезд в Латвию с 13 по 17 марта с. г. Среди других в списке числились и наши фамилии.
Под началом капитана Эйнарса Берзиньша нас препроводили до границы. Этот офицер пояснил, что на все наши вопросы мы получим ответы в посольстве Латвии в Таллине. Как мы узнали позже, по той же причине не удалось участвовать в работе научной конференции еще целому ряду лиц.
Такое обхождение с нами мы можем объяснить тем, что на понедельник, 16 марта в Риге планировались марши ветеранов-эсэсовцев и пикеты антифашистов. Но нам также было известно, что все названные массовые мероприятия были давно отменены властями Риги. Так что подозрения в том, что мы можем быть причастны к ним, безосновательны. Более того, все мы должны были сразу, после окончания конференции, отправиться обратно в Эстонию, то есть воскресным вечером 15 марта.
Мы считаем, что основанием для выдворения нас из Латвии стал сговор властей Латвии и Эстонии. Последние представили наши имена, отнеся нас к категории членов, якобы, экстремистских общественных организаций Эстонии.
Показательно, что направлявшийся на ту же конференцию активист Антифашистского комитета Финляндии, известный своей критикой Эстонии обществовед и публицист, доцент Хельсинкского университета Йоханн Бёкманн беспрепятственно проехал по нашему маршруту в Ригу.
Мы считаем, что предпринятая властями Латвии беспрецедентная акция вовсе не вызвана страхом перед возможными столкновениями и уличными беспорядками. Мы увидели очевидное прикрытие истинных планов властей Латвии и Эстонии – устрашение населения. Они отправили сигнал о намерении пресекать в условиях нарастающего социально-экономического кризиса любое инакомыслие, любое законное недовольство людей или отдельных их групп политикой власти, которая на глазах теряет контроль над ситуацией.
А поскольку массовое недовольство бурно растет и среди эстонцев, и латышей, то «лучший» способ, сбить пламя общественного протеста, горе-политикам видится в разжигании межнациональной розни, русофобии и усиления антироссийской политики.
Есть все признаки того, что власти Латвии и Эстонии готовы направить общенародное недовольство в межэтническое противостояние, как это было уже в апреле 2007 года.
Трое из нас – журналисты, и мы проинформируем о происшедшем международные журналистские организации. Также мы изучаем возможности обращения в латвийский суд, чтобы оспорить законность распоряжения министра внутренних дел Латвийской Республики.
Мы рассчитываем на вмешательство евроструктур по обузданию властей Латвии и Эстонии, как видно, уже и не прикрывающих демократической фразеологией свое стремление к построению авторитарных, полицейских государств.
Димитрий Кленский, журналист, член правления организации «Список Кленского»
Александр Корнилов, руководитель инфо-портала Русской общины Эстонии baltija.eu
Лариса Нещадимова, член правления и пресс-секретарь организации «Ночной дозор»
Петр Пушкарный, член правления организации «Ночной дозор»
Саркис Татевосян, предприниматель, член правления организации «Ночной дозор»
Таллин, 15 марта 2009 года